С 7 по 13 декабря прошел 28-й фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге. В связи с известной ситуацией сроки проведения были перенесены с традиционного августа на нетрадиционный декабрь (в этом месяце, кстати, состоялся самый первый кинофестиваль), а само мероприятие проходило без зрителей, в формате «профессионального форума». Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев отсмотрел игровую программу фестиваля «Окно в Европу» и рассказывает о лучших картинах.
Смотреть фильмы из программы «Окна в Европу» всегда куда интереснее, чем картины из программы всё того же «Кинотавра», с которым выборгский смотр делит звание главных фестивалей отечественной кинематографии. Есть мнение, что в конкурс «Окна» чаще всего попадают картины, которые «не прошли» в программу сочинского собрата, и поэтому они объективно хуже. Но это не совсем так, потому что у фестивалей разная специфика. «Кинотавр» — в меру элитарное, достаточно пафосное мероприятие в одном из самых дорогих городов России, которое знакомит публику с самыми яркими кадрами (во всех смыслах) российского кинематографа, не лишённое определённой, простите, повестки. Отбор фильмов в программу фестиваля в Выборге строится по несколько другому принципу.
Афиша кинофестиваля «Окно в Европу», 2020 год
«Окно в Европу» — место, где открывают таланты обойдённых вниманием самородков, которые «не уложились» в яркую обертку фестиваля-«коллеги». И просмотр фильмов основной программы это лишний раз подтверждает. Она традиционно невероятно пёстрая и разнообразная — и в плане жанров, и в плане тем, и в плане известности представленных имён. Почти половина работ — дебютные, как минимум две из них — используют принципы документального кино, размывая грань между игровой и неигровой сущностями, есть артхаусные работы и чисто жанровые вещи, есть фильмы со звёздами и вообще без известных имён. Короче говоря, то, что характеризует хороший фестиваль — разнообразие.
Кадр из фильма «Неадекватные люди 2»
Помимо и так здорово раскрученных (и отличных) «Неадекватных людей 2» Романа Каримова (которого, напомним, в своё время отверг «Кинотавр», а открыл для широкой публики именно выборгский конкурс), стоит сказать пару слов о другом сюрпризе, который может здорово изменить ландшафт российского кино. Речь о фильме Георгия Лялина «Распутье», криминальной драме, главный герой которой, молодой getter, привыкший «брать от жизни всё», отправляется из Москвы в крохотный городок Советск в Калининградской области, чтобы похоронить отца-бандита. Эта на первый взгляд вполне обыденная, похожая по стилистике на «Быка» Бориса Акопова, картина (только референсами служит не поздний, а ранний Рефн — трилогия «Дилер», например) на деле оборачивается экзистенциальной трагедией поколения людей, решивших, что им всё по силам. Которая, вдобавок, ближе к концу вообще обретает почти метафизическую трактовку с появлением закадрового «ада» — ЛНР, где идёт война.
Кадр из фильма «Распутье»
Также, видимо, теперь никакой уважающий себя российский кинофестиваль не обходится без якутского кино в конкурсе, как зарубежный когда-то — без румынского, а теперь — без южнокорейского. В Сочи это был «Пугало», в Выборге «Хара Хаар», по-русски — «Чёрный снег» Степана Бурнашева. Оба, что интересно, сложены на грани хоррора, только первый — мистического, а наш, второй — с приставкой «боди». В нём дальнобойщик, спаивающий людей из соседних сёл развозимой им водкой, получает кармический удар в виде оказавшейся под собственной фурой части руки. Вообще, на конкурс в Выборге часто берут довольно интимные, личные истории — а может ли быть что-то более личное, чем зажатая намертво «КамАЗом» конечность и человек наедине с болью в смертельно холодной тайге, где никто не слышит (и не услышит) его крик?
Кадр из фильма «Черный снег»
Но это экстремальный пример «личного» кино, другой, более утончённый (хотя и не лишённый недостатков) — необычная мелодрама «Триггер», о женщине с ПТСР, которая увлекается съёмкой АСМР-роликов (окей, гугл, нет времени объяснять каждую аббревиатуру). Она заводит странный роман с звукорежиссёром из интернета, который из поклонника её творчества быстро превращается в тирана и абьюзера — их встречи с ролевыми играми в «господина и рабыню» постепенно доводят девушку до нового психического расстройства. Тихая, стилизованная под почти что хичкоковский триллер история созависимых отношений, которую, парадоксально, необходимо смотреть в кинотеатре — драматургически рыхлое, это кино, тем не менее, обладает невероятным эффектом погружения, в том числе за счёт проработанного звука. Эффект АСМР-сессий, конечно, не достигается, но кино всё равно неслабо впечатляет.
Кадр из фильма «Триггер»
Ну и, конечно, нельзя не сказать два слова о новом фильме другого титулованного режиссёра, в разные годы одинаково успешно покатавшегося и на «Кинотавр», и на «Окно в Европу», — «Папье-маше» Виталия Суслина. Он, как и «Сентенция» Дмитрия Рудакова (красивый, но довольно пресный полу-док о Варламе Шаламове), в Выборг приехал из Таллина, побывав там на авторитетном кинофестивале «Тёмные ночи» (PÖFF). Это своего рода продолжение истории непутёвого пастуха Ивана Лашина, по дурости и неопытности набравшего кредитов, которого зритель мог видеть в фильме «Голова. Два уха» Суслина и его ранних короткометражках. В схожей с «Сентенцией» полудокументальной манере (в центре — реальный человек с реальными проблемами) режиссёр простейшими средствами показывает быт российской глубинки, где живут натуральные Иванушки-дурачки, которых используют чуть более продвинутые «бояре»: коррумпированные полицейские, безжалостные коллекторы и другие весьма неприятные люди.
Кадр из фильма «Папье-маше»
Стоит напоследок заметить, что «Окно в Европу» — последний крупный кинофестиваль в этом году, и его лозунг «Российское кино — прогноз на завтра» в контексте наступающего 2021 года смотрится чрезмерно оптимистичным. Но в этом вся суть выборгского кинофестиваля. Несколько лет назад президент кинофестиваля, киновед Армен Медведев, определил его суть так: «Мы не берём на себя право и ответственность определять этот прогноз, а всего лишь предоставляем материал для него». И фигура радостно стремящегося взлететь к небу Сергея Параджанова, как официальный логотип кинофестиваля в этом году, как нельзя лучше сочетается с таким настроем. Ковид победим!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал