Режиссёр из известной кинематографической семьи Мария Агранович сняла сериал «Сансара» с Павлом Деревянко и Кристиной Асмус в главных ролях. Совсем недавно проект вышел в Okko. Кинокритик Юлия Шампорова поговорила с Марией о закольцованности нашей жизни, репрезентации женских образов на экране и таинственности питерских локаций.
Расскажите, как появилась идея проекта «Сансара», и про те мысли, идеи, высказывания, которые вы хотели туда вложить.
Мне будет сложно ответить на этот вопрос, потому что идея проекта появилась без меня. Я подключилась к нему гораздо позже. Я думаю, что это была идея Данилы Шарапова. Я была только режиссёром и попала на этот проект незадолго до начала съёмочного периода, и, соответственно, это повлияло на то, как эта история ко мне пришла.
«Сансара» — это повод поразмышлять над нашим мирозданием: кто мы такие в этом мире, в природе, во вселенной. Шанс задуматься над линейностью времени, над тем, что такое человек по сравнению с чем-то высшим, и насколько мы маленькие и зацикленные на себе люди, привыкшие жить в потоке. Главного героя сериала принудительно заставляют плыть против течения, против потока. И мы видим, что с ним происходит, как меняется человек.
Название сериала напрямую отсылает нас к саундтреку Басты, который, собственно, и звучит в сериале, являясь определённым лейтмотивом. Как шла ваша работа с певцом?
Классный трек, мы его использовали в разных вариациях и записывали под классическое фортепиано, под разные настроения. Он очень хорошо поддаётся интерпретациям, в нём есть драйв и чувственность. Песня клёво встаёт даже в финале сериала. Там есть сюрприз, связанный с этим саундтреком.
Есть ощущение, что вся визуальная история сериала как будто прорастает из этой песни…
Когда снимаешь, зная, какая будет музыка, всё идет по-другому. Поэтому, конечно, интуитивно мы имели в виду это родство. Этот саундтрек даже вписан в сценарий.
Почему было принято решение снимать сериал в Питере?
Это третий проект, который я сейчас снимаю в Петербурге. Я уже почти сюда переехала. Понимаю, что все немножко устали от Москвы. Даже визуально. Конечно, Питер разнообразный, он богаче в плане ландшафтов города и природы. И плюс, когда мы говорим про мистику, какую-то загадку, то Петербург, конечно, для этого очень подходит.
Кадр из сериала «Сансара»
Если мы говорим про структуру повествования сериала, то это такая закольцованность, как в «Дне сурка» Харольда Рэмиса, как в «Зеркале для героя» Владимира Хотиненко. Но у вас дни идут назад. Вероятно, вам хотелось обогатить этот приём своим режиссёрским взглядом?
Всё-таки здесь не про закольцованность. В сериале герой просыпается каждый раз в предыдущем дне, то есть у него будущее и прошлое меняются местами.
У Стругацких есть подобный эпизод в романе «Понедельник начинается в субботу». Там не такая подробная история, как у нас, но приём мы взяли оттуда. Мы всячески об этом напоминаем зрителям и даже в сериале обсуждаем Стругацких, не скрываем. Всё держится на том, что у человека появляется возможность управлять прошлым.
Поговорим про выбор главных героев — Павел Деревянко и Кристина Асмус. Они справились с поставленными Вами задачами?
Конечно, справились, потому что это два классных актёра. Мы работали в дружбе, в любви. Думаем с Пашей, над чем ещё можно вместе поработать. Они классные ребята.
Кадр из сериала «Сансара»
На «Кинопоиске» есть статья «Ужасы города женщин» Марии Нестеренко про то, как, некоторые режиссёры-девушки обращаются к теме феминизма и гендерного равенства, но при этом женские образы у них получаются довольно женоненавистническими, и она приводит в пример ваш сериал «The Тёлки». Не возникало ли у вас какого-то внутреннего диссонанса, когда вы делали свой предыдущий сериал, по поводу женских образов на экране и того, как девушки-творцы транслируют женские образы на широкую аудиторию?
Я сразу скажу, я не феминистка. Я не вижу в мире с этим проблем. Хочется как-то свои права поотдавать немножко, а не приобретать новые. Как в сериале «The Тёлки» про мужика, который огрёб от пяти баб, причём достаточно незаслуженно. Я, когда этот сериал снимала, была на стороне героя, а не героинь. Вообще мужиков очень люблю.
А женщин?
Женщин меньше.
Это чувствуется.
Я же сама женщина.
Значит, вы себя не очень любите?
Я просто знаю, что это такое, когда ты в чём-то очень хорошо разбираешься и видишь разные нюансы. Я люблю людей и разные образы. Сериал «The Тёлки» — не моя авторская история.
Кадр из сериала «Сансара»
В «Тhe Тёлках» есть цитата одного персонажа: «Женщина — страшное существо», на которую другой ему отвечает: «И ничего им за это не будет».
Да, так и есть! Я придумала.
И здесь женщина-режиссёр как будто утверждает патриархальную модель поведения, когда женщин нужно контролировать и ограничивать, чтобы они не натворили бед.
Почему контролировать и ограничивать?! Просто остаётся фактом, что женщина — чудовище, и ничего ей за это не будет. Почему ограничивать-то их надо? Это прекрасные чудовища, разные. Это юмор. Все мужики считают так, встаньте на их сторону на секунду, потом обратно.
Давайте честно, не всегда я пишу эти сценарии, есть большая доля заказов.
Вы много работаете с неизвестными актерами. Несколько лет назад открыли Алёну Михайлову, молодую актрису, которая за последние несколько лет сделала себе крутую международную карьеру. То есть «нюх» на актёров у вас действительно очень хороший. Может быть, вы назовёте перспективных молодых неизвестных актёров, за которыми видите большое будущее?
Я постоянно снимаю и очень люблю актера Александра Мизёва. Он снимался в главной роли в проекте, который выйдет этой осенью, и в «The Тёлках», правда, в роли второго плана. Он сейчас играет одну из главных ролей в новом проекте Андрея Кончаловского. Мне это всегда приятно, когда я топлю за кого-то, а потом человек становится общепризнанным, все замечают его как хорошего актёра.
Сейчас ставится проект, где играет никому не известный очень молодой азербайджанский актёр. Мы долго искали и нашли его. Мне интересно искать новые лица и в Петербурге. За этот год мы провели огромное количество кастингов. В последний раз посмотрели тысячу человек — неизвестных людей, в большинстве случаев без агентов. И я горжусь тем, что проделываю такую работу, потому что благодаря ей хороших актёров будет больше.
Кадр из сериала «Сансара»
В ваших проектах повествование строится вокруг мира богатых москвичей, условной Рублёвки. Так складывается, или это мир вам наиболее интересен?
Так складывается. Я сняла первый проект, и дальше мне стали предлагать такие истории. Конечно, мне самой уже поднадоело.
А что бы хотелось снимать?
В очень разных направлениях: военные, исторические, экшн-фильмы, боевики.
Вы обладательница известной в кино фамилии. Насколько это помогло вам на старте войти в довольно закрытый мир кино, и насколько сегодня это помогает или мешает вам в работе?
Мне очень помогло это тем, что у меня дома были родители-профессионалы кино, и я очень многому у них научилась. Но так, чтобы это помогло как-то в индустрии — нет, это слишком дорогая индустрия, чтобы фамилия могла тебе помочь в неё войти. На свой первый фильм я семь лет пыталась найти бюджет.