На экраны вышла новая экранизация романа Агаты Кристи в исполнении Кеннета Браны. Как и в прошлый раз, режиссёр собрал звёздный каст и провёл выдающуюся работу над атмосферой повествования и стилем. Однако это дело оказалось для сыщика гораздо более личным и потому, как считает кинокритик Григорий Долич, оно выводит историю на новый уровень.
Когда Брана в 2017 году взялся за другой известный роман Агаты Кристи – «Убийство в Восточном экспрессе», у него получилась роскошная, помпезная постановка, в которой акцент был сделан на атмосфере и дани эпохе с её любовно воссозданными деталями. Но всякому, кто видел версию 1974 года, снятую Сидни Люметом, было ясно, что практически ничего нового Брана не привнёс. Его вариация «Восточного экспресса» была скорее данью уважения знаменитому произведению и его старой экранизации, нежели попыткой как-то по-новому обыграть сюжет.
Кадр из фильма «Смерть на Ниле»
«Смерть на Ниле» поначалу вызывает ровно те же ощущения. Кажется, что режиссёр и не скрывает того, как он наслаждается возможностью погрузиться в эпоху 30-х годов и приглашает нас посмотреть его кино именно для этого. В кадрах мелькают нагромождения искусно изготовленных блюд, все герои роскошно одеты и ведут себя как аристократы из высшего общества (вне зависимости от своего происхождения), а в промежутках мы любуемся видами величественных памятников Древнего Египта. Но чем дальше разворачивается история, тем больше становится ясно, что в этот раз британский постановщик сделал всё гораздо интереснее и умнее.
В отличие от предыдущего своего фильма о Пуаро, Брана вплёл главного героя в повествование не просто как детектива, но и в качестве персонажа, сопереживающего всем участникам драмы и понимающего их чувства. Очередное дело в карьере становится триггером, который бередит старые раны и заставляет Пуаро окунуться в прошлое, как бы заново проживая личную трагедию.
Кадр из фильма «Смерть на Ниле»
Ведь на самом деле зритель давно устал от гениальных, практически неуязвимых детективов, не умеющих проигрывать. А в этой картине Эркюль Пуаро предстаёт живым, ранимым человеком, не только способным на ошибки, но и совершающим их. Что вызывает гораздо больший интерес, нежели поиски убийцы, которыми Пуаро будет бесстрашно заниматься следующие два часа. Здесь же, правда, кроется небольшой, но всё-таки существенный минус фильма.
Если в «Убийстве в Восточном экспрессе» Брана делал акцент на визуальной составляющей, то в «Смерти на Ниле» он настолько увлёкся мелодрамой, что, кажется, забыл о том, что мы видели на экранах уже очень много детективов. И потому здесь есть сюжетные ходы, которые считываются моментально, не представляя собой никакой загадки. Самостоятельно распутать весь клубок не удастся (всё-таки романы Кристи не настолько просты), и всё же весьма велика вероятность, что уже к середине повествования у вас будет примерное представление о том, из-за кого случилась смерть на Ниле. Пусть некоторые детали и останутся тайной до самой кульминации.
Галь Гадот и Арми Хаммер в фильме «Смерть на Ниле»
Это, конечно, не отменяет того мастерства, с каким Брана рассказал историю и сыграл Пуаро. Как и в «Убийстве в Восточном экспрессе», мы вновь большую часть фильма проводим в замкнутом пространстве среди множества героев, каждый из которых потенциально может быть убийцей. Все актёры показывают настоящий класс, их персонажи обладают яркими характерами, а благодаря идеальной экспозиции ещё и моментально запоминаются, так что не возникает никаких проблем с пониманием того, кто кому кем приходится. Что, в свою очередь, даёт возможность сосредоточиться на подсказках, оставленных нам режиссёром — неосторожно брошенных взглядах, укромных прикосновениях и прочих мелочах, ведущих к эффектному финалу.
За последний год это уже вторая прекрасная работа Кеннета Браны. В сентябре за рубежом состоялась премьера «Белфаста» — очень личной драмы, основанной на воспоминаниях самого режиссёра и номинированной на семь «Оскаров» (в частности на «Лучший фильм», «Лучшего режиссёра» и «Лучший сценарий»). «Смерть на Ниле» вряд ли привлечёт к себе столько внимания на следующей церемонии 2023 года, но несомненно останется в истории как достойнейшая экранизация романа Агаты Кристи.