19 сентября в российский прокат выйдет боди-хоррор «Субстанция», ставший настоящей сенсацией последних Канн. Француженка Корали Фаржа своей работой говорит об очевидном — важности принятия себя вопреки общественным (читай: патриархальным) стандартам, но делает это столь дерзко и изобретательно, что от увиденного захватывает дух. О том, почему сей хит-парад телесного ужаса достоин вашего внимания, специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает кинокритик Никита Маргаев.
Элизабет Спарклс (Деми Мур) — в прошлом известная актриса, чья популярность стремительно угасает. Она лишается работы ведущей в телешоу по аэробике в силу того, что уже немолода и, следовательно, не столь привлекательна, как прежде. Вскоре к ней в руки попадает флешка с записанной на ней рекламой чудо-средства от старения. Принцип работы у него следующий: после введения активатора клеточного роста у пациента появляется улучшенное тело-двойник, куда на время переносится сознание. Во избежание последствий для оригинала важно строго соблюдать три правила: не использовать сыворотку повторно, меняться раз в неделю и соблюдать баланс, не позволяя личности разделяться надвое. Мечтая вновь оказаться в молодом и желанном теле, Элизабет покупает препарат и, следуя инструкции, вводит себе. Так появляется Сью (Маргарет Куэлли), её 20-летняя версия.
Кадр из фильма «Субстанция» © Фото: Кино-Театр.Ру
«Субстанция» — зрелище, вне всяких сомнений, обескураживающее своей вседозволенностью. Корали Фаржа не боится показывать на экране как откровенно эротичное, что, в общем-то, идёт вразрез с основным посылом против объективации женских тел, так и поистине отвратительное. При этом всем лента не выглядит перегруженной или сумбурной, а представляет собой изящное сочетание сатирической комедии, фестивальной драмы и ужасов. При внушительном хронометраже в почти два с половиной часа «Субстанция» ещё может похвастаться поразительно интенсивным темпоритмом. История не топчется на месте, а всё время находится в непрерывном движении, регулярно эпатируя зрителя. Не в последнюю очередь такой эффект достигается благодаря многослойному клиповому монтажу и нестандартным операторским решениям. Созданная за счёт центрирования и симметрии «стерильность» пространств перемежается с дискомфортными детальными планами человеческих лиц, на которых можно разглядеть во всей красе морщины и прочие несовершенства кожи.
Деми Мур в фильме «Субстанция» © Фото: Кино-Театр.Ру
Много внимания уделено и визуальному повествованию. К примеру, угасание былой популярности отлично передано через вступительную сцену с персональной звездой Элизабет на голливудской «Аллее славы». Если поначалу прохожие восторженно отзываются об актрисе и признаются ей в фанатской любви, то спустя какое-то время уже с трудом вспоминают, где она снималась, а затем и вовсе перестают обращать внимание на табличку с именем главной героини. Таким образом, с помощью одного короткого эпизода картина стремительно вводит зрителя в контекст происходящего.
Корали Фаржа практически не тратит времени на проговаривание вслух экспозиционных моментов: есть лишь каркас из лаконично сформулированных условностей. Направление, в котором будет развиваться история, заметно уже с самого начала. Все «чеховские ружья» висят на самом видном месте. То, что, находясь в молодом теле, главная героиня однажды захочет задержаться в нём на подольше, тем самым нарушив ключевой запрет, едва ли кого-то удивит. Но в данном случае важно не то, что произойдёт, а то, как это будет показано. И в этом аспекте «Субстанция» как боди-хоррор ничуть не уступает самым известным представителям этого поджанра фильмов ужасов, таким как «Муха» Кроненберга, «Нечто» Карпентера или «Слизняк» Ганна. Это тот редкий случай, когда дисклеймер, рекомендующий особенно впечатлительным воздержаться от просмотра, абсолютно оправдан. Картина по полной эксплуатирует страх человека перед старением и своим чудовищным изображением преклонного возраста способна напугать даже тех, кто смотрел «Сияние» Кубрика или «X» Тая Уэста.
Кадр из фильма «Субстанция» © Фото: Кино-Театр.Ру
Понятное дело, что показанные здесь телесные трансформации, происходящие под воздействием чудо-вещества, — это метафора, на месте которой могло быть что-то более приземлённое, скажем неудачная косметическая операция, но именно в такой научно-фантастической обёртке лучше считывается посыл: в погоне за чьим-то одобрением можно легко потерять себя. «Субстанция» обрушивается с критикой на индустрию развлечений (ведь неспроста антагонист носит имя Харви), которая транслирует недостижимые стандарты красоты в соответствии с «мужским взглядом», и делает это гораздо смелее и убедительнее, чем созвучная ей прошлогодняя «Барби» Греты Гервиг, где подобные выводы отдавали банальностью и ничем не подкреплялись.