Итало-французская копродукция «Тень Караваджо» (18+), снятая при поддержке Министерства туризма Италии, определённо заставит вас восхититься великолепными видами Рима и других итальянских городов, которые при этом не пришлось даже восстанавливать с помощью компьютерной графики: Италия тем и хороша – здесь всё под рукой. Однако это, определённо, не глубокое погружение во внутренний мир художника, не размышление о сути творчества и не духовная медитация. О недостатках и достоинствах масштабной костюмированной постановки с Луи Гаррелем и Изабель Юппер рассказывает кинокритик Юлия Шампорова.
«Тень Караваджо» – скорее социальный манифест, который начинается и заканчивается танцующими и поющими мужчинами, переодетыми в женскую одежду, что уже настраивает зрителя на определённый лад. Караваджо, в соответствии со своим имиджем, проводит большую часть времени в притонах, с падшими женщинами и мужчинами, при этом обвиняют его во всех смертных грехах, а существовать он продолжает исключительно благодаря богатым поклонникам своего творчества.
Кадр из фильма «Тень Караваджо»
Главная претензия церкви к художнику – не убийство или блуд, но то, что на церковном языке называется «хула на Духа Святого». Вместо святых, Марии Магдалины, апостола Петра и даже Девы Марии художник пишет на своих полотнах обычных нищих и куртизанок. Именно благодаря Караваджо портреты этих простых людей дошли до наших дней в составе религиозной живописи мастера. По сути, художник заставляет церковников почитать отбросы общества – и в этом вся вина Караваджо и завязка фильма. Сами церковные служители в фильме не гнушаются оргий и надругательств над детьми, однако делают это тайно, а значит, соблюдают внешние приличия. Вина Караваджо в том, что он не лицемерен и не намерен скрывать свои многочисленные сексуальные отношения. Манифест его творчества в том, что в обычных людях – падших, бедных, больных, несчастных – главная красота жизни, и именно их стоит увековечивать в живописи.
Вооружившись Богом в союзниках (люди часто уничтожают себе подобных, оправдывая это «священным правом»), церковь начинает охоту за строптивым художником, настоящее имя которого Микеланджело Меризи. Папа Павел V даёт задание секретной службе Ватикана провести расследование в отношении жизни и творчества художника. За дело берётся следователь по кличке Тень в исполнении Луи Гарреля. Он, подобно всаднику Апокалипсиса, путешествует по Италии на чёрном коне, общаясь со знакомыми и покровителями художника. Нахмуренные чёрные брови и непроницаемый вид – вот и всё, что, по мнению Гарреля, должно составлять отрицательное обаяние его героя, что делает его появление на экране несколько однообразным.
Кадр из фильма «Тень Караваджо»
Интереснее роль Костанцы Сфорцы Колонны в исполнении Изабель Юппер, покровительницы художника, в доме которой он вырос, женщины намного старше его, которая при этом питает к нему страстные чувства и по мере возможности спасает от преследования и опасностей. Для самого Караваджо этот крестовый поход против него может стоить жизни, ведь его обвиняют в убийстве соперника, и он подал прошение о помиловании, если расследование найдёт новые основания для обвинений, смертный приговор могут привести в исполнение.
Несмотря на то, что двухчасовая историческая картина о художнике наполнена живописными видами итальянских городов, интерьерами палаццо и роскошными костюмами знати, картину, в общем, непросто смотреть. Это довольно медленное, лишённое активной драматургической линии повествование, основной посыл которого довольно публицистичен и считывается очень быстро. Одни грешники почему-то возомнили, что им можно судить и убивать других грешников, и это – лицемерие и подлость.
Кадр из фильма «Тень Караваджо»
Караваджо здесь показан как человек по-достоевски неравнодушный к нищим, до которых представителям церкви дела нет. Но неравнодушность эта тоже похожа на эксплуатацию: после того, как художник написал с нищего святого Петра, тот продолжает ночевать на улицах, жизнь его не стала лучше, художник продолжает спать со своими моделями и не спасает подругу-проститутку от самоубийства. Интерес Караваджо к нищим сугубо профессиональный. Да, он интересуется ими, но от его присутствия в их жизни ничего не меняется в лучшую сторону. Очень силён в истории мотив бисексуальности художника как основной причины для гонений со стороны церкви. Картина «Любовь побеждает всё», где изображен амур с явно выраженными мужскими половыми признаками, хранится за семью замками в замке одного из религиозных иерархов и служит доказательством того, что художник, по выражению того времени, должен быть признан содомитом.
Автором фильма выступил актёр, лауреат Берлинского фестиваля за лучшую мужскую роль, звезда «Спрута» и режиссёр Микеле Плачидо, он же сыграл в фильме роль кардинала Франческо Дель Монте. Главную роль исполнил итальянец Риккардо Скамарчо.
Кадр из фильма «Тень Караваджо»
Несмотря на красоту, помпезность и попытку выстроить визуальную составляющую фильма в соответствии со стилистикой картин Караваджо, в этой истории нет разговора о творчестве, нет попытки проникнуть в душу художника и понять, как зарождались его шедевры, нет фиксации творческого процесса (после того, как натурщики выстроились в готовую композицию, картина чудесным образом сразу же готова), нет той духовности, которая необходима в любом разговоре о творчестве. Хотя публицистический посыл фильма, конечно же, важен, и тема, раскрываемая режиссёром, одна из самых острых в современном обществе. Не каждый человек, какой бы ориентации он ни был, способен стать художником Караваджо, а про это в фильме почти ничего нет. И с этой точки зрения вспоминается другой фильм про итальянского художника, снятый в Италии, – это «Грех» Андрея Кончаловского о Микеланджело. При всей разнице подходов и менталитетов – это рассказ о духе творчества в человеке и попытка этот дух понять. С Караваджо, увы, такой задачи даже не стояло.