8 марта на девяностом году жизни умер Макс фон Сюдов, один из символов кинематографа XX века, величайший актер, ставший одинаково успешным как у себя на родине в Швеции, так и за рубежом (даже в России сыграл в фильме «Москва 2017», хотя лучше бы он этого не делал). Иван Афанасьев специально для DEL’ARTE Magazine вспомнил лучшие роли Макса фон Сюдова – актера с вечно грустным и одухотворенным лицом.
Седьмая печать (реж. Ингмар Бергман)
Первая роль у титана кинематографа Ингмара Бергмана (и одна из первых в кино) – сразу хит, сразу культовый фильм, сразу все. Роль крестоносца, ведущего шахматный диалог со Смертью – мастер-класс по всем параметрам. Тут и тонкая грань между грубой брутальностью и тонким психологизмом, и выдающаяся лирика лица (только посмотрите, как мощно фон Сюдов противопоставляет себя своему «сопернику» по шахматам), и вообще все сразу. Антониус Блок – один из самых ярких персонажей в мировом кино и символ европейского артхауса.
Причастие (реж. Ингмар Бергман)
У фон Сюдова в “Причастии” – в этой истории крушения веры, которая была для Бергмана особо личной, – не главная, но важнейшая, если не ключевая роль. Он играет Йонаса Персона, прихожанина в маленьком затесанном городишке, который не может понять, кого боится больше – Бога или китайских ядерных бомб (и, как итог, стреляется). Персон – тончайший, как венецианское кружево, персонаж, существующий в фильме, даже когда уже умер и не появляется в кадре. Отсылок к Йонасу в кино великое множество – например, аналогичный герой в фильме «Первая реформаторская церковь» Пола Шредера.
Час волка (реж. Ингмар Бергман)
Дэвид Линч назвал “Час волка” одним из своих любимых фильмов и окрестил его «психологическим хоррором», хотя это чистая драма с парой жутковатых эпизодов. Здесь фон Сюдов играет одну из лучших ролей – меланхоличного, уже немолодого художника, живущего в уединении на острове. У него есть жена, любящая его “в одни ворота”, и соседи, которые постепенно начинают его морально терроризировать. Хоррором фильм назван неспроста: мастер психологического давления Бергман через актерские дарования фон Сюдова в полной мере демонстрирует, что такое травля.
Стыд (реж. Ингмар Бергман)
На самом деле, все роли фон Сюдова у Бергмана были великими, но мы выбрали величайшие. В фильме “Стыд” он изображает больного пороком сердца музыканта, брак которого с некогда любимой женой Евой (Лив Ульман) претерпевает немалые испытания, когда неподалеку начинается вооруженный конфликт. Бергман не пытался сделать аллюзии на начавшуюся в то же время войну во Вьетнаме: он хотел эффектнее показать, как фон Сюдов, разыгрывая токсичного мачиста, может, простите, заколебать бедную Ульман. Что ж, многие мужчины после этого фильма наверняка захотят пойти и извиниться перед своими женщинами.
Поселенцы (реж. Ян Труэль)
Дуэт «фон Сюдов – Ульман» оказался настолько удачным, что его взяли на вооружение и другие режиссеры: у Яна Труэля до “Поселенцев” звездная пара сыграла в первой части эпопеи “Эмигранты” про семью Нильсонов, пытающихся перебраться в Америку из безрадостной Швеции XIX века. Во второй части истории – в “Поселенцах”– семья уже в Америке: отец семейства (фон Сюдов) отчаянно молотит пшеницу, таскает на своей спине тяжелые грузы, гнет спину под солнцем и вообще всячески демонстрирует, что жизнь на чужбине никогда сахарной не слывет. Фон Сюдов в “Поселенцах” в очередной раз доказывает, что ему по силам все.
Изгоняющий дьявола (реж. Уильям Фридкин)
Да, ему по силам все: хоть декадентствующий художник, хоть эгоцентричный мужлан, хоть специалист оккультных наук. В 70-е ужасы чувствовали себя как никогда лучше, а фильм Фридкина и вовсе стал путеводной звездой: заслуга тому – выдающаяся роль фон Сюдова, который показал, что хоррор смотрится убедительнее, если герои в нем выглядят людьми, а не заготовленными по сценарию жертвами неведомого. Звездный швед к тому времени успел красиво подстариться. А зрители со всего света убедились: разыграть оккультный ритуал можно так, что дух захватывает у любого, даже у самого вредного кинокритика.
Пустыня Тартари (реж. Валерио Дзурлини)
В меру зловещее обаяние фон Сюдова, способного как изгонять дьявола, так и быть им, предоставляло ему возможность играть самые разные роли. В кафкианской притче с антимилитаристским духом “Пустыня Тартари” он разыграл роль капитана Ортиса, проводника главного героя в загадочном бастионе, к которому все никак не подойдут полчища варваров. То ли доброжелательный, то ли зловещий наблюдатель, как психопомп, переправляющий младшего лейтенанта в «крепость смерти», иронично подглядывает со стороны, «в глазок», за тем, как протагонист фильма постепенно сходит с ума от военного безумия и вечного ожидания.
Пелле-завоеватель (реж. Билле Аугуст)
Примерно такую же роль актер уже играл в «Поселенцах»: опять эмигранты из обнищавшей Швеции XIX века, опять трудности ассимиляции на чужой земле, опять плохая еда, трудная жизнь и низкооплачиваемая работа. Иронично, ведь фон Сюдов, «хайпанув» на «Изгоняющем дьявола», в Голливуде получил славу актера, частенько играющего русских (то профессор Преображенский, то полковник из «Письма Кремлю») – худшее, что можно пожелать любому лицедею в Америке. Так что, пожив в Риме, и вернувшись сниматься на родину в Швецию в “Пелле-завоевателе”, он в очередной раз показал силу европейской актерской школы и вышел за рамки навязанного голливудского стереотипа.
Жутко громко и запредельно близко (реж. Стивен Долдри)
Пик мощи Макса фон Сюдова пришелся на первые сорок лет карьеры: в 90-х 60-летний старик из Швеции со слишком специфической внешностью получал лишь второстепенные роли в далеко не лучших фильмах. Но одну совершенно выдающуюся роль (в совершенно невыдающемся фильме) он все-таки в старости сыграл: немой человек, переживший гибель родителей во время войны, учит мальчика Оскара, как справиться со смертью отца, погибшего в башнях-близнецах 11 сентября 2001 года. Правда, другой “Оскар” ему так и не поддался, но все сходились во мнении, что именно фон Сюдов – главная причина смотреть этот довольно средненький фильм.