Когда мы говорим о Тильде Суинтон, мы вспоминаем не только об актрисе, но и о целом явлении в искусстве. Ведь для многих Тильда является музой, для тех, кто следит за модой, — воплощением стиля, для мирового сообщества — примером того, что каждый может быть тем, кем захочет. Тильда Суинтон — это женщина, которая вышла далеко за рамки кино и, как считает кинокритик Григорий Долич, со временем превратилась из актрисы в настоящий культурный феномен.
В 2013 году Дэвид Боуи выпустил альбом The Next Day, и в клипе к песне The Stars (Are Out Tonight) он снялся вместе с Тильдой Суинтон. Значение этого экранного дуэта трудно переоценить. Судьбы обоих артистов — это два очень похожих и одновременно уникальных случая в мировой культуре. И Боуи, и Тильда покорили мир своими андрогинными образами — музыкант сделал это в 70-х, ворвавшись на рок-сцену в образе Зигги Стардаста, а Тильда заложила первый камень в фундамент своего инопланетного образа в 90-х, сыграв в фильме «Орландо» мужчину, который однажды просыпается женщиной.
Тильда Суинтон в фильме «Орландо»
Оба артиста вышли за пределы выбранных ими профессий и посвятили жизнь демонстрации того, что у искусства нет границ. И Боуи, и Тильда стали фигурами, которые способны одним своим появлением в любом проекте вызвать бурю эмоций, вне зависимости от их вклада и контекста. Если поначалу мы с интересом наблюдали за актёрской карьерой Тильды, воплощавшей на экране самые необычные роли, то сейчас воспринимаем её больше как женщину-перформанс, никак не ограничивающую себя в способах самовыражения.
Тильду обожают модельеры и фотографы, приглашают в свои проекты лучшие режиссёры планеты, и, что самое удивительное, ей удаётся совмещать работу в авангардном искусстве с участием в мейнстриме вроде комиксов Marvel. Что никоим образом не сказывается на её репутации, потому что это Тильда Суинтон. Сегодня она может лежать в стеклянном гробу с закрытыми глазами и быть экспонатом, выставленным на всеобщее обозрение (инсталляция Корнелии Паркер, 1995 год), завтра — играть архангела Гавриила в блокбастере «Константин: Повелитель тьмы», а затем побыть самой обычной женщиной, пытающейся отыскать смысл преследующего её звука («Память»).
Тильда Суинтон в фильме «Константин: Повелитель тьмы»
В каждой роли Тильды чувствуется сила, каждое появление на публике видится как очередное представление. Воспринимать Тильду просто как актрису практически невозможно. В силе её актёрского таланта нет никаких сомнений, и примеров тому масса — от известных фильмов вроде «Пляжа» или «Майкла Клейтона», за который она получила «Оскар», до эпизодических ролей вроде владелицы корпорации по умерщвлению безобидных ГМО-свинок («Окча»). Однако с определённого момента в своей карьере Тильда превратилась в символ, выходящий далеко за рамки кинематографа.
Проще всего это увидеть на примере фильмов Уэса Андерсона, где актрисе всегда достаются эпизодические роли. Её участие в «Королевстве полной луны» — короткий отрывок, где она играет злобного социального работника, пытающегося отправить мальчика-сироту на электрошоковую терапию. Её появление в «Отеле “Гранд Будапешт”» в роли суровой, но колоритной старушки потребовало от Тильды всего двух съёмочных дней, в каждый из которых 10 часов уходило только на нанесение и снятие грима. Наконец, во «Французском вестнике» она сыграла репортёра, рассказывающего с трибуны историю странной любви художника и его музы в стенах тюрьмы.
Тильда Суинтон в фильме «Отель “Гранд Будапешт”»
Мы всегда рады видеть Тильду в кино. Но, строго говоря, во всех трёх вышеперечисленных проектах на её месте могла быть любая другая актриса. Это не те роли, которые требовали найма талантливого артиста и долгой подготовки к работе. Но дело в том, что Тильда стала настолько узнаваемой персоной, и у неё за плечами такой длинный шлейф из её многочисленных работ в самых разных направлениях искусства, что одно её появление в фильме уже вызывает взрывной эффект, даже если этим появлением всё и ограничивается.
Когда в 2002 году вышла «Адаптация» Спайка Джонса, Тильда сыграла в ней продюсера Валери Томас, которая появляется на экране всего несколько раз на очень короткое время. Это была такая же незначительная роль, как в картинах Уэса Андерсона. И можно с уверенностью сказать, что зрители, посмотревшие фильм 20 лет назад, вряд ли испытали сильные чувства, глядя на игру Тильды Суинтон, потому что её персонажу режиссёр не уделил никакого внимания. Но стоит посмотреть «Адаптацию» сегодня, и вы воспримете героиню Тильды в ином свете. Глядя на Валери Томас, испытываешь ощущение, что каждый её взгляд, каждый жест или произнесённое слово имеет некий скрытый, мощный подтекст, который обязательно раскроется в финале истории. И причина тому — личность актрисы, за много лет обросшая внушительным ассоциативным рядом.
Тильда Суинтон в фильме «Адаптация»
Говоря о карьере Тильды, невольно вспоминаешь её коллегу по вышеупомянутому «Константину» — Киану Ривза. Благородные поступки Киану, его мудрые высказывания и правила жизни стали поначалу дополнять, а затем и «перевешивать» его кинематографические заслуги. В интернете даже шутят, что Киану уже достаточно просто «существовать», чтобы его любили и носили на руках. И это в полной мере относится и к Тильде Суинтон, с той только разницей, что её образ в кинематографе дополняет не её личная жизнь, а другие виды искусства, которым она уделяет время.
Тильда кажется воплощением избитой, но всегда актуальной реплики о том, что весь мир — это театр. Она стала символом, вызывающим мгновенную симпатию, перевоплотилась в тот самый живой экспонат, за которым мы с интересом наблюдаем. И в контексте кино каждая её новая роль заставляет нас предвкушать не столько хорошую актёрскую игру, сколько радость от созерцания этого символа, тянущего за собой всё большее количество значений.
Тильда Суинтон в фильме «Три тысячи лет желаний»
Ближайший повод полюбоваться Тильдой нам скоро подарит режиссёр Джордж Миллер, известный по франшизе «Безумный Макс». 8 сентября в российский прокат выходит фильм «Три тысячи лет желаний» — красочное фэнтези, в котором актриса играет женщину, нашедшую джинна. А пока можно в обычном режиме продолжить следить за яркой жизнью Тильды, держа в голове мысль о том, что это тоже, пусть и несколько странный, но всё же способ приобщаться к искусству.