Почему «Джокер» Тодда Филлипса – это произведение искусства, а не просто фильм по комиксу?
Впервые на Венецианском кинофестивале представили фильм о персонаже из комикса. Более того, фильм не просто о каком-то герое, а, наоборот, о его антагонисте – жестоком, отчаянном, сумасшедшем Джокере из мира Готэма, который мы лучше всего знаем по фильмам о Бэтмене. Дебют оказался весьма удачным, «Джокер» и взял главный приз – золотого льва.
Герои комиксов из мира Бэтмена не теряют популярности вот уже более 80 лет и лишь расширяют аудиторию поклонников.
В свое время за экранизацию истории о Брюсе Уэйне брались такие режиссеры как Тим Бертон (1989) и Кристофер Нолан (2008). В костюм Бэтмена облачались Майкл Китон, Кристиан Бэйл, Джордж Клуни. Среди его главных непримиримых врагов – Джокер, символ иррациональности и безумия. Играть эту роль после Джека Николсона было вызовом для любого актера. Воплотить в персонаже все самое дикое и сумасшедшее пытались Хит Леджер и Джаред Лето. И если Хиту Леджеру повезло сниматься у Нолана, то Джаред Лето хоть и был неплох в роли, все равно утонул в скучном и бестолковом сценарии «Отряда самоубийц» . Но у нового Джокера в исполнении Хоакина Феникса нет конкурентов, он совсем другой.
«Джокер» Тодда Филлипса – это история, где в мире Готэма смещаются акценты с богатого и идеального Бэтмена на сумасшедшего и трагичного Джокера. Филлипс выходит за рамки фантастических персонажей и обращается к их человеческой натуре, исследует их психику, издевается над своим героем до тех пор, пока тот не оказывается на самом дне, превращаясь в Джокера.
Еще один из полноправных действующих лиц в фильме – город Готэм. Джокер – его логическое продолжение, олицетворение жестоких и грязных улиц. Город полностью синонимичен персонажу. Готэм берет простого человека Артура Флека с его мечтами стать стендапером, съедает его и выплевывает безумного Джокера.
Если раньше в историях про Бэтмена конфликт был на поверхности и все строилось на общественном благе, то сейчас режиссер идет к индивидуализму, препарирует психику человека при жестоком отношении общества к личности.
Артур Флек просто пытается рассмешить людей и доставить им радость, но его ломает токсичная среда Готэма. Здесь нет сострадания к слабому, нет эмпатии.
Хоакин Феникс признается, что для него играть Джокера было непросто, что он так вжился в роль, что стал искренне понимать мотивацию персонажа. Ему пришлось похудеть, чтобы Артур Флек выглядел голодным, и носить тяжелые ботинки, которые затрудняли каждый шаг. Филлипс не видел никого на эту роль, кроме Феникса, и по его словам, писал сценарий специально под него. И Феникс оправдал все ожидания: его игра настолько эмоциональна, что и слова порой излишни.
«Джокера» специально снимали широкоформатной камерой с малой глубиной резкости, чтобы подчеркнуть в персонаже Артура Флека маленького человека в большом жестоком мире. Главными словами в фильме стало признание Джокера: “Всю жизнь я не знал существую ли я … существую и люди начинают замечать меня”.
Не заметить выхода «Джокер» на большие экраны будет трудно, так как это один из самых ожидаемых фильмов года.
В России – с 3 октября.