«Треугольник печали» — реальность против равенства

На российских экранах идёт показ фильма, получившего в этом году три награды Каннского кинофестиваля, включая «Золотую пальмовую ветвь». «Треугольник печали» рассказывает о компании богатых людей со всех концов света, отправившихся в дорогой круиз, где им предстоит лучше узнать друг друга. Через эту незамысловатую историю режиссёр Рубен Эстлунд поставил перед собой задачу высмеять нравы современного общества, но, как считает кинокритик Григорий Долич, его долгая двух с половиной часовая сатира получилась блёклой и поверхностной.

Вертолёт зависает над яхтой и скидывает в воду прочный ящик, который немедленно подбирают пловцы. Кейс открывается — и внутри оказываются три аккуратно уложенные банки шоколадной пасты Nutella.

Чарлби Дин в фильме «Треугольник печали»

Пара условных главных героев, за которыми мы наблюдаем большую часть действия, — это модели Карл и Йайа. Через призму их шатких отношений постановщик в красках показывает мир, где возможно всё. Самые экзотические блюда, лучшие напитки, развлечения и экипаж роскошной яхты, наученный отвечать на любые запросы клиентов только словом «да». Если пассажиру взбредёт в голову заставить всех раздеться и прыгнуть в бассейн, его нельзя будет ослушаться. Но есть большой плюс — исполнение желаний богачей, как правило, напрямую влияет на размер чаевых.

Яхта для режиссёра является метафорой мирового сообщества. На верхушке некий скрытный капитан, запертый в каюте, — возможно, он всё ещё принимает какие-то решения, а может быть, его давно не волнует судьба корабля. Бедные обслуживают богатых в надежде на щедрую награду, а где-то в нижней части, на подводном уровне, трудятся в поте лица ни на что не претендующие работяги, без которых вся эта система не могла бы функционировать. И сразу ясно, что яхта этого не выдержит, обязательно даст течь, и когда все звери из ковчега окажутся выброшенными на берег, маски будут сброшены, а роли поменяются в два счёта.

Вуди Харрельсон в фильме «Треугольник печали»

Несмотря на внушительный хронометраж, сюжета в картине практически нет — он представляет собой калейдоскоп маленьких точных наблюдений, контрастов, из которых складываются взаимоотношения людей в современном мире. Противостояние реального и виртуального, капитализма и коммунизма, бедного и богатого, настоящих чувств и связей, основанных на выгоде. Красавицы в платьях волнуются только о том, как бы сделать побольше фотографий для социальных сетей, мужчины, в свою очередь, откупаются от них дорогими подарками, а все вместе они не могут придумать, чем бы себя занять, чтобы разбавить обыденность роскошной жизни. Окончательный приговор выносит повторяющаяся весь фильм мантра «Мы все равны», вступающая в диссонанс с происходящим на экране.

Однако очень быстро становится ясно, что «Треугольник печали» не способен порадовать зрителя ни отрезвляющим взглядом на действительность, ни каким-либо ответом на поставленные вопросы. В свойственной европейскому кино манере режиссёр просто показывает порядок вещей, но не пытается ни интерпретировать, ни предлагать какие-то альтернативы. Фактически фильм является демонстрацией того, что многие зрители и так каждый день видят в реальной жизни, — разве что в данном случае им приходится платить за просмотр.

Кадр из фильма «Треугольник печали»

Тут же вспоминаются южнокорейские «Паразиты», раскрывшие данную тему гораздо более широко. В картине Пон Джун-хо тоже поднимались вопросы классового неравенства и порочного круга из вседозволенности богачей и нежелания бедняков мириться с жизнью «простых смертных». Однако в то время, как «Паразиты» были чистой драмой, которая слой за слоем срывала покровы с неприглядных сторон капитализма, «Треугольник печали» на такую глубину не претендует и потому мог бы занять другую нишу, став хорошей сатирической комедией. Но Эстлунд практически не оставляет места для юмора и рассказывает свою историю, со всей серьёзностью проговаривая очевидные вещи, из-за чего она по большей части навевает тоску.

Вся суть картины могла бы с лёгкостью уместиться в формат короткого метра, что заметно прибавило бы сюжету выразительности. Но режиссёр бросил все силы на то, чтобы как следует поиздеваться над богачами. Причём в основном делая это очень грубо, стремясь принизить их чуть ли не до уровня животных. Кому-то такой подход может прийтись по душе, но реальность всегда сложнее вымысла. И это, пожалуй, единственное, что Эстлунду удалось доказать своим фильмом.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты