На экраны вышел новый фильм режиссёра «Безумного Макса» — красочное фэнтези, в котором Тильда Суинтон играет девушку, освободившую джинна. С визуальной точки зрения кино представляет собой настоящее пиршество. Однако сценарий, как считает кинокритик Григорий Долич, получился крайне неровным, из-за чего картина способна как вдохновить зрителей, так и легко их разочаровать.
Героиня Тильды находит джинна (Идрис Эльба), он заполняет собой тесное пространство её номера в гостинице — и начинается диалог. С самого начала режиссёр чётко даёт понять: да, перед вами сказка, но это никакой не «Аладдин». Вспоминая истории о сказочных существах, исполняющих желания, мы представляем себе буйство красок, череду приключений, следующих за выбором, сделанным главными героями. Но здесь Джордж Миллер, адаптируя рассказ из книги А.С. Байетт «Джинн в бутылке из стекла “соловьиный глаз”», воплощает на экране весьма оригинальный конфликт: героиня ничего от джинна не хочет. И это ему ради своей свободы приходится упрашивать её что-нибудь загадать.
Тильда Суинтон и Идрис Эльба в фильме «Три тысячи лет желаний»
И так «Три тысячи лет желаний» превращаются в вариацию на тему «Тысячи и одной ночи», по форме и визуально напоминающую «Запределье» Тарсема Сингха. В обоих случаях мы имеем дело с воспеванием его величества Воображения. И там, и там главные герои заперты в своих тесных комнатках, убежать из которых можно только одним способом — попав в другой мир через увлекательные истории, насладившись жизнью вымышленной или оставшейся в далёком прошлом. Наконец, декорации и операторская работа в фильмах Сингха и Миллера вызывают восторг. Однако если в «Запределье» всё перечисленное в конце концов складывается в узор, то в «Желаниях» ближе к концу обнаруживается серьёзный дисбаланс всех составляющих.
В первый час просмотра есть ощущение, что если джинн будет просто что-то рассказывать ещё 4 часа, зрители этому будут только рады. Выверена каждая строка диалога, каждый жест и взгляд актёров, и Миллер то и дело расщедривается на совершенно необязательные живописные кадры, превращающие кино в ожившую картину. Но вскоре после середины уже привычное многообразие вдруг начинает быстро затухать, как будто следующая часть сценария уже не так интересна режиссёру.
Идрис Эльба в фильме «Три тысячи лет желаний»
Прежде плавное повествование превращается в наспех рассказанную историю. Если поначалу зрителю приходится мириться с некоторыми условностями, то к концу их число ощутимо возрастает, частично развеивая очарование от картины. Мотивация героев становится всё туманней, и как будто бы включается ускоренная перемотка, ведущая к скомканной концовке. Ясно, что речь идёт о сказке, и условности как таковые представляют здесь скорее неотъемлемую черту жанра, чем повод для критики. Но и в сказках задача автора остаётся той же, что в любом другом жанре: сделать так, чтобы читателя/зрителя ничто не отвлекало от сюжета. А когда на задворках сознания во время просмотра копятся вопросы без ответов, это сильно смазывает впечатление.
Тем не менее «Три тысячи лет желаний» — это смелый проект, в котором плюсов гораздо больше, чем минусов. Помимо уже упомянутых, здесь есть и прекрасная актёрская игра, и полёт фантазии, и красивая музыка, к тому же фильм является очередным доказательством таланта Джорджа Миллера. Начав свою карьеру с «Безумного Макса», режиссёр впоследствии снял комедийно-фантазийных «Иствикских ведьм», душераздирающую драму «Масло Лоренцо», оскароносный мультфильм «Делай ноги», а теперь и добавил в список не идеальное, но всё же запоминающееся фэнтези. И за что бы Миллер ни брался, у него почти всегда получается нечто оригинальное, кино, аналогов которому не так много.
Тильда Суинтон в фильме «Три тысячи лет желаний»
Следующими проектами Джорджа Миллера станут два сиквела «Безумного Макса». Первый расскажет о молодости героини Шарлиз Терон — Фуриосы, которую воплотит на экране Аня Тейлор-Джой. Второй продолжит историю самого Макса в исполнении Тома Харди. Нет сомнений в том, что эти фильмы станут как минимум достойным продолжением франшизы. Но всё-таки хочется верить, что режиссёр найдёт время на очередной интересный эксперимент.