В российский прокат вышел «Холодный расчёт», отметившийся в Венеции номинацией на «Золотого льва». Трейлер обещал динамичное кино об азартных играх с налётом криминала от режиссёра, писавшего сценарии для Мартина Скорсезе. Однако на деле, как посчитал кинокритик Григорий Долич, фильм оказался далёк от образа, созданного рекламной кампанией, и оставляет ощущение «сырой» истории.
«Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа» и «Воскрешая мертвецов» – всё это истории, написанные Полом Шредером. Как режиссёра его тоже всегда интересовали проекты, далёкие от мейнстрима. Среди них встречались и входившие в программы европейских фестивалей «Мисима: Жизнь в четырёх главах» и «Патти Херст», и скандальные вроде «Каньонов», где пару Линдси Лохан составил порноактёр Джеймс Дин, и откровенные поделки вроде пятого по счёту «Изгоняющего дьявола», и нескольких недавних боевиков с Николасом Кейджем, названия которых мало кому что-то скажут.
Оскар Айзек в фильме «Холодный расчёт»
В 2017 году, однако, Шредер вновь привлёк к себе внимание лентой «Дневник пастыря», номинированной на «Оскар» за лучший сценарий. Главную роль священника, проигрывающего битву за свою душу, сыграл Итан Хоук, и хотя посыл фильма был чисто провокационным и сильно напоминал «Голгофу», снятую четырьмя годами ранее, в картине было на что посмотреть. Теперь же на экраны вышел спродюсированный Скорсезе «Холодный расчёт», рассказывающий об игроке в покер с тёмным прошлым.
С хорошим кино так бывает часто: вы начинаете смотреть и первый час не можете до конца понять, что происходит. За это время режиссёр неспешно знакомит вас с героями, их мотивацией и целями, миром истории, а заодно создаёт атмосферу, в которой вам будет интересно наблюдать за развитием событий вторую половину фильма. Такой подход чаще всего даёт зрителю гораздо больше, чем попытка впихнуть в первые десять минут все исходные данные, чтобы можно было расслабиться и дальше просто плыть по течению. В случае с «Холодным расчётом» был выбран путь плавного погружения, что является плюсом. Однако проблема в том, что это по факту оказалось погружением в никуда.
Оскар Айзек и Тай Шеридан в фильме «Холодный расчёт»
Уильям (Оскар Айзек) десять лет просидел в тюрьме и там научился мастерски считать карты и вероятности. Теперь он на свободе, и покер – это всё, что у него есть, однако герой позволяет себе выигрывать ровно столько, чтобы просто хватало на жизнь. Так продолжается до тех пор, пока его не находит молодой парень Кёрк (Тай Шеридан), утверждающий, что им есть о чём поговорить. Кёрк рассказывает Уильяму, что их прошлое связано, и они вместе должны расквитаться за свои испорченные жизни со злобным военным Гордо (Уиллем Дефо).
Так выглядит завязка, а о чём конкретно идёт речь, мы не знаем до самой последней четверти фильма, когда всё происходящее наконец складывается в узор. На бумаге звучит интригующе, но, к сожалению, повествование в «Холодном расчёте» настолько медлительно и с таким трудом удерживает внимание, что приходится буквально убеждать себя в необходимости смотреть дальше. Режиссёр как будто и не пытается рассказать вам историю, а просто показывает сценки из жизни нескольких человек. Они пересекаются, расходятся, говорят друг другу какие-то умные фразы (зачастую непонятно даже к чему), и всё это приправлено загадочными деталями из их жизней, объяснение которым мы получим нескоро либо не получим вообще.
Оскар Айзек в фильме «Холодный расчёт»
По сути картина целиком держится на харизме прекрасного Оскара Айзека. Но даже его актёрская игра не заставит вас закрыть глаза на то, что развязка не способна подарить ни катарсис, ни понимание того, зачем фильм снимался. Это кино одновременно и о покере, и о жертвах войны, и о мести, прощении, искуплении и жизни в целом. Миры карточных игр и криминала прекрасно сочетаются и могут быть показаны нескучно, но вместо колоритных персонажей тут невнятные герои, скорее выполняющие функции, чем играющие роли. Вместо атмосферы опасности – медитативные размышления, часто даже не связанные с темой повествования. Наконец, вместо настоящих чувств – тот самый «холодный расчёт».
Однако кое-чего Шредеру не удалось рассчитать – реакции зрителей, которые не любят, когда им подают сырую историю, выдавая её за готовое блюдо. Долгих томных взглядов, мрачного сеттинга и таинственности недостаточно для того, чтобы возбудить интерес к фильму. При этом складывается впечатление, что сам сценарий, попади он в руки другого режиссёра (того же Скорсезе, например), мог бы заиграть совсем по-другому. Но в данном случае мы увидели простой сюжет, которому Шредер решил придать многозначительности и потерпел фиаско. Что ж, не беда – в конце концов, у нас всегда есть возможность скрасить печаль и пересмотреть «Таксиста». Там герой Де Ниро обладает хладнокровностью, не уступающей той, что есть у игроков в покер, но ни на секунду не даёт вам заскучать.