Женский «Оскар»: как постановщицы разрушают стереотипы

Совсем скоро состоится очередная церемония вручения премии «Оскар». Среди режиссёров-мастодонтов – Стивена Спилберга, Мартина Макдоны, Джеймса Кэмерона – разыграется нешуточная борьба за то, кто же получит статуэтку в номинации лучший фильм. И всё бы ничего, но в кругу довольно очевидных картин есть и та, которая несколько выбивается из общего ряда. Речь идет о фильме канадки Сары Полли «Говорят женщины», представляющем скорее заявление, протест, нежели серьёзное художественное высказывание. В честь этого вспоминаем работы постановщиц, которые были номинированы или выигрывали награды на «Оскаре» в последние годы.

«Леди Бёрд» (2017), Грета Гервиг

Сирша Ронан в фильме «Леди Бёрд»

В 2018 году на «Оскаре» с большим теплом (но без единой награды) встретили работу Греты Гервиг, которая стала только второй в её режиссёрской карьере.

«Леди Бёрд» во многом автобиографична. Гервиг попыталась уместить практически все свои самые яркие подростковые воспоминания в один фильм: католическую школу, трудные взаимоотношения с матерью, первые влюблённости, родной штат Сакраменто и так до бесконечности. Смешав все эти ингредиенты воедино, она представила весьма личную, но до боли знакомую каждому историю о тяготах взросления, принятия себя и окружающего мира.

Леди Бёрд (Сирша Ронан) не желает использовать своё настоящее имя – она бунтарка. Обучаясь в религиозной школе в захудалом штате, она мечтает о переезде в Нью-Йорк, о новой жизни без гиперопеки и вечной нищеты. Леди всё время «штормит»: она то дружит с закомплексованной Джули (Бини Фелдштейн), то пытается примкнуть к местной элите в лице Дженны (Одейя Раш), то встречается с миловидным Дэнни (Лукас Хеджес), то с конспирологом Кайлом (Тимоти Шаламе). Словом, довольно типичным образом пытается найти своё место в обществе, в конечном счёте делая правильный выбор и расставляя приоритеты уже не как взбалмошный подросток, а как человек, умеющий взвешивать все «за» и «против».

«Капернаум» (2018), Надин Лабаки

Юные актёры-непрофессионалы Болуватифе Трэжа Банкоул и Зейн Аль Раффеа в фильме «Капернаум»

«Оскар» 2019 года остался без женских картин в главной номинации, но не обошёл стороной категорию«Лучший фильм на иностранном языке».  Здесь был представлен обласканный критиками Каннского фестиваля «Капернаум», что сняла Надин Лабаки.

Надин родом из Ливана, ровно там же она и сняла свою душераздирающую драму. Кино повествует о мальчике Зейне (его, как и многих других персонажей играют не актеры, а реальные люди, что проходили кастинг прямо на улицах Бейрута), который подаёт в суд на своих родителей за то, что они родили его в столь неблагополучной обстановке. Повествование делится на части: в одной мы находимся на заседании, а в другой только узнаём, как вообще герой оказался в таком незавидном положении.

Зейну примерно 12 лет (точно сказать нельзя, ибо у мальчика нет ни единого документа), он растёт вместе с многочисленными братьями и сёстрами, а также горе-родителями, которым безразлична судьба как самого Зейна, так и остальных детей. Нелёгкий быт ребят описан во всех подробностях: начиная с продажи каких-то самопальных напитков, заканчивая извечным приставанием со стороны неадекватных прохожих. В один из дней любимую сестру юноши родители продают владельцу магазина. Ей всего 11, а она уже становится чьей-то женой. Зейн как мог пытался воспрепятствовать этому, но у него ничего не вышло, после чего он пустился в бега. Далее зрителей ждёт тяжелейший клаустрофобный опыт, что создаётся за счёт преобладания крупных и средних планов, а также ручной камеры.

«Маленькие женщины» (2019), Грета Гервиг

Яркие Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Сирша Ронан и Элайза Сканлен в фильме «Маленькие женщины»

Вновь лента Греты Гервиг не взяла главной статуэтки, но сумела не затеряться в толпе довольно серьёзных конкурентов в лице Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе, Тодда Филлипса, Пон Чжун-хо и многих других.

На сей раз Гервиг взяла за основу довольно успешный роман Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Это была аж 4-я (!) экранизация, что автоматически сделало её работу ещё сложнее, потому как нужно было обойти предыдущие версии и сделать оригинальное кино.

Повествование строится вокруг историй четырёх сестёр, которые взрослеют, влюбляются, адаптируются к жизни. Сюжет оттеняется тонкой, чувственной режиссурой, а также актёрской игрой как главного квартета (Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен), так и всех остальных участников действия. Повествование построено в ключе ретроспективы: главная героиня, живя в Нью-Йорке и зарабатывая на жизнь писательством, то и дело вспоминает счастливые годы, что она провела вместе со своей семьёй и общими друзьями. Тёплые, приятные глазу тона сменяются холодной отрешённостью той реальности, в которой находится героиня; но постепенно рамки стираются, и вот уже прошлое перетекает в настоящее, привнося в жизнь минуты радости.

«Земля кочевников» (2020), Хлоя Чжао

Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»

Хлоя Чжао получила приз не только за лучший фильм, но также как лучший режиссер. Поистине, её уникальная работа не похожа на типичных фаворитов «Оскара». Это медленное, медитативное кино, которое сосредоточено не столько на рассказывании истории, сколько на демонстрации быта современных американских кочевников. В картине использованы приёмы документального кино, при этом история создаётся в рамках художественного проекта. В этом и есть её уникальность: здесь нет начала и конца как такового, нет заключительного катарсиса, а есть лишь бесконечная дорога, которую преодолевает героиня Фрэнсис Макдорманд.

По сюжету Ферн недавно потеряла мужа. У неё нет работы и жилья. Есть только потрёпанный фургончик, дом на колесах. Это её пристанище, крепость и последний островок среди ненастья. Всё, чем она занимается в фильме, – колесит по Америке, попутно подрабатывая то тут, то там, встречая такие же заблудшие души на своём пути. Сложных сюжетных поворотов в картине, в общем-то, и нет; однако цель её вовсе и не в рассказе конкретной  истории, а в том, насколько уникальным может быть повествование про потерянного человека. Сомнения главной героини, её усталость от жизни мы чувствуем не благодаря диалогам, а за счёт одного только взгляда Ферн куда-то вдаль, в то туманное будущее, что ей сулит бесконечная асфальтовая дорога.

«CODA: Ребёнок глухих родителей» (2020), Шан Хейдер

Поющая с использованием языка жестов Эмилия Джонс и Эухенио Дербес в фильме «CODA: Ребёнок глухих родителей»

Три номинации и три победы на «Оскаре»–2022. Шан Хейдер удалось соблюсти баланс между инди-кино и массовым показом, благодаря чему получилась столь локальная, но в то же время понятная для каждого история. Режиссёр помогает зрителям сопереживать главным героям, разделить их проблемы и представить их конфликты в своей жизни. Именно на чувстве эмпатии постановщица создает магию кино.

Сюжет повествует о девочке-подростке Руби Росси (Эмилия Джонс). Она живёт с глухими родителями (Трой Коцур и Марли Мэтлин) и старшим братом (Дэниэл Дюран), которого эта особенность тоже не обошла стороной. Их работа заключается в ловле и продаже рыбы, а Руби выступает в роли переводчика. Когда она обнаруживает в себе талант к пению, то решает записаться в школьный хор (правды ради, ещё и из-за мальчика, который ей нравится); там её замечает преподаватель и решает, что Руби довольно перспективна и сможет поступить в Беркли. Тут-то на сцену и выходит один из главных конфликтов картины – сепарация от родителей. Девочка хочет строить карьеру и жить самостоятельной жизнью, но не может из-за семьи, которая так отчаянно в ней нуждается.

«Власть пса» (2021), Джейн Кэмпион

Суровый ковбой Бенедикт Камбербэтч в фильме «Власть пса»

В этом же году, на «Оскаре»–2022,  на награды активно претендовала картина Джейн Кэмпион. Из 11 возможных статуэток лента забрала только одну – за лучшую режиссуру. Новозеландка Джейн Кэмпион изящно переработала антивестерн. Казалось бы, для столь классического, набившего оскомину жанра существуют довольно строгие рамки, которые тяжело преодолеть.

В фильме события происходят в первой четверти XX века. Ковбои стали пережитком прошлого: отныне вместо лошадей люди используют машины, неудобные сапоги заменены на элегантные туфли, а мыться теперь можно по-цивилизованному в душе, а не в ближайшем водоёме. Но всё это не касается главного героя Фила (Бенедикт Камбербэтч), потому как ему претит всё новое, весь тот «шик и блеск», что настигает Запад Америки, который уже давно перестал быть диким. Противоположностью Фила выступает его брат Джордж (Джесси Племонс), который не противится прогрессу и решает жениться на вдове Роуз (Кирстен Данст). Её сын Питер (Коди Смит-Макфи) является субтильным неловким пареньком, к которому Фил поначалу относится с пренебрежением, но после начинает испытывать совершенно другие, более глубокие и сложные чувства. Картина прекрасно умеет работать со стереотипами. Вернее, прекрасно умеет их разрушать. Напускная маскулинность главного героя оказывается лишь оболочкой, а сам вестерн обходится без единой погони и перестрелки, отчего меняется само восприятие столь привычного жанра.

«Говорят женщины» (2022), Сара Полли

Джудит Айви и Клэр Фой в фильме «Говорят женщины»

Номинант текущего года – лента Сары Полли – не совсем то кино, которое привычно видеть на «Оскаре». Это фильм-дискуссия, фильм, в котором практически всё действие разворачивается в одной локации, а диалоги занимают порядка девяноста процентов всего хронометража. Это тот случай, когда фраза «основано на реальных событиях» действительно пугает, потому как осознание того факта, что и в наше время где-то существуют жуткие религиозные поселения и такое отношение к женщинам, способно ввергнуть в ужас.

Сюжет повествует об общине меннонитов (религиозная секта), в которой происходят многочисленные акты насилия по отношению к женщинам. Над девушками издевались, пока они спали (вероятно, перед этим им подсыпали вещества, дабы те не просыпались), а наутро им заявляли, что те подверглись нападению со стороны призраков и тёмных сил. Однако эти отговорки, конечно же, никто не воспринимает всерьёз. В какой-то момент женщины решают проголосовать и решить, что им делать дальше: остаться и простить насильников, остаться и бороться с ними, или уйти, чтобы сохранить свои жизни.

Далее зрителей ждёт монотонное, вязкое повествование, которое намеренно погружает в ту дискомфортную ситуацию, в которой находятся пострадавшие. Холодные тона, приглушённые цвета и постоянный навязчивый образ поля – той свободы, что так близка, но одновременно так далека. Тягостность происходящего накрывает как героинь, так и зрителей, заставляя в полной мере прочувствовать ту гнетущую атмосферу, что окружает это место и людей. Безысходность вперемешку с отчаянием льются рекой через экран, что только подстёгивается перманентными срывами персонажей и флешбеками того утра, когда они проснулись и обнаружили на себе следы кошмарной ночи. С тех пор их судьбы навсегда изломаны, но главный выбор всё ещё остается за ними: стоять или идти?

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты