«Зимний»: что посмотреть на Открытом российском фестивале авторского кино

«Зимний» появился на карте российского фестивального движения совсем недавно: в этом году фестивалю исполняется три года. Киносмотр практически завершает годовой фестивальный сезон, представляя зрителям новинки авторского кино, а также лучшие работы, которые были показаны на других фестивалях.  Кинокритик Юлия Шампорова рассказывает о фильмах «Зимнего», на которые стоит обратить внимание. 

В рамках программы «Московские премьеры» зрители увидят фильмы «Ровесник» Фёдора Кудрявцева (мокьюментари, который получил на фестивале «Окно в Европу» приз за лучший дебют), «Агния» Павлы Стратулат (на «Маяке» картина получила приз за лучший сценарий и лучшую женскую роль), документальную работу «Жизнь Анатолия Гребнева» Александра Родионова и Елизаветы Козловой о знаменитом сценаристе, среди работ которого «Июльский дождь» Марлена Хуциева, сериал «Петербургские тайны», «Успех» с Леонидом Филатовым, «Прохиндиада, или Бег на месте» с Александром Калягиным, а также «Дневник директора школы» с Олегом Борисовым.

Презентация Московской школы кино © Предоставлено пресс-службой фестиваля

Традиционной для «Зимнего» стала презентация российских киношкол: каждый день отечественные творческие государственные и коммерческие вузы рассказывают о себе и возможностях для потенциальных студентов. К столетнему юбилею старейшей российской киностудии «Мосфильм» фестиваль подготовил две праздничные программы. Первая — «Как смотреть авторское кино», в рамках которой покажут фильмы-хиты «московской школы», созданные в 1980‑е годы на «Мосфильме»: «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова, «Асса» Сергея Соловьёва, «Послесловие» Марлена Хуциева. Вторая программа «Шедевры батального кино» познакомит зрителей с картинами «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, «Освобождение: Огненная дуга» Юрия Озерова, «Горячий снег» Гавриила Егиазарова. На фестивале будет представлена программа детского кино и серия индустриальных разговоров. 

«Гирокастра»

реж. Юрий Арабов

Кадр из фильма «Гирокастра» © Предоставлено пресс-службой фестиваля

Фильм «Гирокастра» стал режиссёрским дебютом, первой и последней картиной легендарного сценариста Юрия Арабова, скончавшегося в 2023 году. Юрий Арабов был постоянным соавтором Александра Сокурова, став сценаристом двенадцати работ режиссёра. В фильмографии сценариста есть такие известные картины российского кино, как «Одинокий голос человека», «Господин оформитель», «Круг второй», «Молох», «Солнце», «Юрьев день», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Фауст», «Орда», «Клетка», «Монах и бес» и многие другие. 

По сюжету выпускница филфака МГУ Катя выходит замуж за молодого историка, с которым познакомилась в Москве, албанца по происхождению, и уезжает к нему на родину в город Гирокастру. Время действия картины — 1960-е годы. На художественной выставке девушка знакомится с диктатором Энвером Ходжей, после этого её мужа арестовывают по вымышленному обвинению. Картина стала своеобразным творческим завещанием Юрия Арабова, которое, без сомнения, нужно увидеть. 

«День недели — любой»

реж. Алёна Званцова

Кадр из фильма «День недели — любой» © Предоставлено пресс-службой фестиваля

Мелодрама Алёны Званцовой с Михаилом Тройником и Евгенией Крегжде посвящена очень сложному моральному выбору, этической дилемме, которая встаёт перед парой, в которой один из партнёров серьёзно заболевает. Алексей и Туся прожили в браке всю жизнь, однако после того, как женщине ставят серьёзный диагноз, она решает устроить жизнь своего мужа по-новому, предлагая ему завести новые отношения с юной девушкой. Несмотря на несогласие Алексея, он всё больше погружается в любовный треугольник, в котором нужно сделать выбор: остаться с больной женой или строить новую жизнь с другим человеком. 

Для Алёны Званцовой семейная тема — крайне важный ориентир в творчестве. В этом году состоялась премьера её полнометражного фильма «Ячейка общества», который рассказывает о молодой семье, переживающей кризис отношений. Званцова также выступила сценаристом и режиссёром большого количества популярных российских сериалов, среди которых «Оттепель», «Небесный суд», «Прощай, любимая…», «Частица вселенной», где семейная тема также играет важную роль. 

«Операция „Холодно“»

реж. Данил Иванов

Кадр из фильма «Операция „Холодно“» © Предоставлено пресс-службой фестиваля

Полнометражный дебют режиссёра Данила Иванова родился из короткого метра, который автор впервые представил на фестивале «Кинотавр» несколько лет назад. Несмотря на то что сюжеты двух картин немного похожи, Иванов утверждает, что делал самостоятельное кинопроизведение без оглядки на первую работу. Получилась довольно нетривиальная чёрная новогодняя комедия о российской коррупции.

По сюжету чиновник небольшого российского городка Гриша получает взятку от застройщиков, которые хотят построить новый ТЦ на месте старинного особняка, памятника архитектуры. Начальник Гриши не согласен подписать документы на постройку, и тогда в голове чиновника созревает план по похищению руководителя комитета по охране объектов культурного наследия для того, чтобы временно встать на его место и подписать разрешение. Как раз перед Новым годом начальник Гриши собирается на рыбалку, а это хороший повод для того, чтобы безнаказанно похитить его с помощью недавно вышедшего из тюрьмы уголовника. Однако предновогоднее похищение быстро начинает идти не по плану… Это довольно остроумная картина, сочетающая в себе и абсурдистский юмор Алексея Балабанова (не случайно в картине снимаются «балабановские» актёры), и сочную «тарантиновщину» с отрубленными пальцами и неконтролируемой стрельбой. Очень достойный дебют молодого режиссёра. 

«ON и Она»

реж. Евгений Корчагин

Кадр из фильма «ON и Она» © Предоставлено пресс-службой фестиваля

Фильм с Юлией Пересильд в главной роли рассказывает историю талантливой разработчицы Ксении, которая после неудачной презентации, пагубно сказавшейся на её карьере, едет в отпуск в дом на берегу океана. Арендованный дом оснащён искусственным интеллектом по имени Маркус, который призван сделать пребывание любого гостя максимально комфортным. Сюжет картины начинается как фильм «Она» — о любви человека и искусственного интеллекта, но затем оборачивается горькой иронией на эту тему. 

Вначале Маркус предстаёт перед Ксенией во всей красе: он остроумен и обаятелен, может предугадать любое желание и заставляет её почувствовать себя в центре внимания. Однако, когда девушка хочет выйти из дома, двери оказываются запертыми, ведь Маркус лучше Ксении знает, куда ей надо, а вернее, не надо идти. Внутри дома есть всё, что ей нужно, а значит, выходить нет никакой необходимости. Очень быстро умный дом превращается в высокотехнологичную тюрьму. Фильм в духе «Чёрного зеркала» чрезвычайно актуален сегодня, когда разговоры об опасностях искусственного интеллекта в кино и жизни звучат всё громче. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты