Энджел Вонг: «ощущаю себя американцем с русской душой»

Имя пианиста Энджела Вонга громко зазвучало летом 2023 года, когда проходил XVII Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Специально для DEL’ARTE Magazine Екатерина Беляева взяла интервью у молодого пианиста в преддверии нескольких важных концертов и поговорила с артистом о его жизни в России, выступлениях в музеях и на других необычных площадках, а также о пристрастиях в мире искусства и планах на будущее. 

*Молодой музыкант поразил профессиональное сообщество и зрителей неординарной программой с незаигранными произведениями. Энджел занял на конкурсе второе место, в настоящий момент продолжает учиться на втором курсе в Московской консерватории. Концертная деятельность Энджела Вонга значительно расширилась после победы на конкурсе.

 

Расскажите подробнее о вашей жизни до переезда в Москву. Почему вы покинули Лос-Анджелес? В Америке есть проблемы с начальным музыкальным образованием? 

Я родился в Америке в семье музыкантов, оба родителя — пианисты. Однако я американец только по рождению. Моя мама русская, она родом из Саратова. А папа — китаец, он родился в Пекине. Дело в том, что в Америке много вузов и консерваторий для специального музыкального образования, но нет специальных музыкальных школ для молодых пианистов. Поэтому мама приняла решение отправить меня в Москву на попечение бабушки, сами же родители остались работать в Лос-Анджелесе. Я думаю, сыграло роль также понимание того, что русская фортепианная школа славится во всём мире.

 

Ваши родители рассматривали другие страны для переезда?

Нет, думаю, что в другой ситуации я остался бы в Америке. Но я очень рад, что я сейчас учусь в Московской консерватории, «впитываю», так сказать, русскую фортепианную школу.

 

Когда вы приехали, вы говорили по-русски?

Я говорил немного и очень неграмотно, не мог толком читать и писать. В Америке у меня основным был английский язык, а дома папа старался говорить со мной на китайском. Здесь я целый год занимался с репетитором и через какое-то время начал читать стихотворения, рассказы. И уже потом начал писать вместе с ребятами в школе изложения. Так, потихонечку я освоил неплохо русский язык. Я сразу начал учёбу в Специальной музыкальной школе имени Гнесиных, там были и общеобразовательные предметы, и специальные. Я довольно быстро влился в общий поток. Сначала я не всегда понимал, о чём говорят, это, наверное, происходило из-за непонимания отдельных слов.

Энджел Вонг © Фото: Виталий Гетьман

 

Я обратила внимания, что при выборе произведений вы часто отдаёте предпочтение танцевальной музыке. Вы имеете в своём постоянном репертуаре и сюиту «Гойески» Гранадоса и «Три фрагмента из балета ‘Петрушка’» Стравинского. У вас и пластика интересная, когда вы сидите за инструментом. Что за тайная связь с миром танца?

Я занимался балетом девять лет, а также бальными танцами. Наверное, это сказалось на том, как я сижу за инструментом. Хотя всё, что со мной происходит, когда я играю, происходит подсознательно. Поэтому я порой не замечаю, что я делаю. Мысль, которую я хочу выразить, рождается в голове, и рука уже потом ведётся сама.

 

Ещё я обнаружила в сети целую серию ваших интересных фотообразов и даже живописные портреты. Вы сами их заказали?

Я с раннего детства был очень впечатлительный. Меня привлекало всё красивое. Это могли быть люди, пейзажи, предметы. У меня сохранилась одна история ещё из американского детства, когда я с родителями ходил в музей современного искусства. Там были выставлены кинетические скульптуры, и я так увлёкся, что простоял перед каждым экспонатом подолгу и заворожённо смотрел. Также я всегда носил с собой фотоаппарат и пытался фотографировать интересные предметы. Я и сейчас люблю фотографировать. На фотоплёнке у меня имеются многочисленные пейзажи, я к ним возвращаюсь. Мне это помогает в работе. Я фотографирую совершенно непрофессионально и делаю кадры только для того, чтобы зафиксировать конкретный момент. Потом иногда эти образы что-то дают в творчестве.

А с живописными работами, которые вы видели в интернете, такая история. После конкурса Чайковского я познакомился с искусствоведом Сергеем Хачатуровым. Он намеревался взять у меня интервью для какого-то специального издания. Он самостоятельно связался с художником Владимиром Мишурой, которому, видимо, передал пару снимков, сделанных во время нашей беседы. Для меня это было удивительно, так как я не ожидал, что у меня будет портрет маслом. Я сам пока не видел живьём эти картины, но слышал, что они уже где-то выставлялись. Ещё Сергей передал мне в подарок от художника его работу «Осенняя дорога», написанную в китайской манере.

Энджел Вонг исполняет Ундину К. Дебюсси. Январь 2024

 

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Я интересуюсь многими видами искусства кроме музыки: люблю театры и музеи. Вот как раз на днях мы с моими друзьями ходили в Пушкинский музей. Если я в поездке, обязательно захожу в какой-нибудь музей. Я помню, как пару лет назад в Барселоне я зашёл в музей, который давно мечтал посетить: в нём экспонируются не только картины, но и ювелирные украшения Сальвадора Дали. На меня эти предметы, когда я увидел их воочию, произвели колоссальное впечатление. И я до сих пор помню в деталях все эти ювелирные украшения: знаменитый глаз, слоника и крестики, украшенные бриллиантами. Я считаю, что человек в искусстве должен быть разносторонне развит, хотя это, конечно, касается любого человека. Ведь интереснее жить, занимаясь не только одним делом… Ну а для человека в искусстве это особенно важно, потому что, наверное, всё, что его окружает, — это источник вдохновения, питает его фантазию новыми идеями для творчества.

 

Музицировать в музее вы тоже любите?

Да, очень люблю — и не только в музеях, но и на разных площадках. В этом смысле очень интересно сотрудничать с фестивалем Pianissimo, они проводят концерты в разных местах, нетипичных для академических пианистов. В минувшем феврале я с большим удовольствием отыграл концерт в зале Большого Итальянского просвета в Эрмитаже. Там я исполнял программу из произведений Шопена, Равеля и Дебюсси. С фестивалем я сотрудничаю давно и успел выступить в таких потрясающих местах, как нижегородские Пакгаузы, «ГЭС-2» . Ещё был один интересный зал в пространстве Noôdome в Романовом переулке в Москве. Кстати, этой весной Pianissimo планирует вывезти своих подопечных в Бразилию, но я, к сожалению, не смогу присоединиться из-за своей занятости здесь (концерты молодых пианистов пройдут с 25 апреля по 3 мая в Рио-де-Жанейро в Capacabana Palace — Е. Б.). И мне всегда очень интересен отклик публики фестиваля Pianissimo, их реакция. Эрмитаж, естественно, не самый простой зал: акустика там сложная, звук плывёт, потолки высоки. Приноравливаться непросто, но всё равно атмосфера очень приятная.

Энджел Вонг © Фото: Виталий Гетьман

 

Как вы подбираете программы для таких концертов? Исходя из акустики?

С Алексеем Городнёвым, организатором фестиваля Pianissimo, мне удобно работать, так как он всегда спрашивает исполнителей, что они хотят играть. Я не предлагаю всегда одну и ту же программу, и, как вы правильно отметили, я стараюсь учитывать особенности акустики. Например, если зал «гудит», не стоит играть в нём Дебюсси.

 

Я знаю многих музыкантов, кто учился параллельно на двух специальностях в консерватории. Вы пока сосредоточены на одной? Не планируете что-то ещё?

Пока не знаю и не думаю о другой специальности, хотя мне всегда было интересно дирижирование. Вероятно, я в будущем этим займусь. И мне это как пианисту поможет: усилит чувство ритма, даст почувствовать пульсацию и дыхание симфонического оркестра. Я безумно люблю симфоническую музыку.

 

Что вам принесло участие в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского?

Конкурс Чайковского, самый влиятельный конкурс в мире, изменил мою жизнь. Всю мою профессиональную жизнь, ещё когда мне было восемь лет, я мечтал в нём участвовать. В 2011 году я очень внимательно следил за конкурсом: тогда победил Даниил Трифонов. И я сказал себе: «Когда-нибудь я приму участие в этом конкурсе». И спустя 12 лет я смог не только поучаствовать, но и дойти до финала. После конкурса стало поступать очень много предложений с концертами за рубежом и по России. Сейчас я гораздо больше гастролирую. Это всё благодаря конкурсу.

 

Как вы всё-таки отважились на такую смелую программу — вышли в третий тур с концертом Бриттена? Страха не было?

С программами мне всегда помогает мой профессор Наталия Владимировна Трулль. Изначально наша идея заключалась в том, чтобы играть на конкурсе Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева, но эти вещи очень часто исполняют, поэтому мы решили попробовать что-то свежее. И профессору пришла идея, чтобы я выучил к конкурсу концерт Бриттена, который она сама раньше много играла. Меня совершенно потрясла эта музыка — могу сказать, что я ничего подобного никогда прежде не слышал. Я с большим интересом работал над ним. Даже без страха. Очень жаль, что этот концерт не так часто исполняют в концертных залах. Надеюсь, это изменится.

 

Вас не раздражает, что устроители концертов просят сыграть что-то хрестоматийное, тот же Первый фортепианный концерт Чайковского?

После конкурса, поскольку меня приглашают с конкретными программными требованиями, я учу то, что необходимо. Кроме того, продолжаю заниматься той музыкой, что мне нравится. Я ещё молодой, поэтому я считаю, что мне нужно расти, развиваться во всех направлениях, изучать разные стили в искусстве. Потому что потом некоторые пианисты иногда замыкаются на одном композиторе. Сейчас я стараюсь учить то, что может быть мне не так интересно, но всё равно очень полезно для меня, для моего музыкального роста. Что касается Первого концерта Чайковского, то это мой самый любимый концерт. Всякий раз, когда я слышу знаменитые первые такты этого концерта, он меня восхищает заново, как в первый раз. И я стараюсь всегда играть его и другие произведения как в первый раз. Ведь в театре артист исполняет много раз одну и ту же роль. Или артисты балета один балет танцуют много-много раз, и всё равно они должны заново всё переживать.

Энджел Вонг исполняет Фортепианный концерт №1 Чайковского. Июль 2023

 

Вы будете бороться за золотую медаль в следующем конкурсе Чайковского?

Я так рад, что принял участие в этом конкурсе и имел честь играть с такими выдающимися молодыми артистами. Для меня само участие в этом конкурсе — уже победа. Я к этому шёл очень долго, как я уже говорил, мечтал об этом. И я никак не думал, что я так далеко дойду — до финала. Ещё раз участвовать нет необходимости.

 

Как вы боретесь с исполнительскими шаблонами? Сейчас много записей в интернете, люди слушают, сравнивают. Как не поддаться искушению повторить кого-то?

Мне в данный момент с этим очень помогает профессор. Она задаёт правильное направление. Наши опытные педагоги рассказывают нам о стиле, композиторе, о том, что можно делать в той или иной музыке, а что нельзя. Если мы будем исходить исключительно из своей индивидуальности, сами что-то искать, мы можем наделать глупостей. Потом всё как-то само складывается: свой звук, своё звучание. Мне шаблоны не мешают, они меня даже вдохновляют. Очень много есть хороших исполнений. Я много слушаю и стараюсь брать из каждого хорошее и затем вкладывать в своё исполнение.

 

Как вы пришли к импрессионистам?

У меня очень много любимых композиторов. Сейчас мне нравятся импрессионисты в целом это направление в искусстве. Люблю Клода Моне, Эдгара Дега. А с музыкой импрессионистов я познакомился недавно, примерно два года назад, когда нужно было для одного мероприятия выучить этюд Дебюсси. К тому моменту я очень мало играл Дебюсси. И когда выучил тот этюд, сыграл, начал изучать внимательно музыку Дебюсси: и камерную, и оркестровую. Тогда я поймал себя на мысли, что эта музыка мне очень близка по духу и музыкальному языку. И дальше потихонечку я начал изучать музыку Равеля и других — сейчас я часто её играю.

Энджел Вонг исполняет «Вальс» Равеля. 2022

 

Поделитесь своими планами на ближайшее будущее. Где можно познакомиться с графиком ваших выступлений?

У меня пока нет своего сайта, но есть страничка ВКонтакте, где примерно за неделю я публикую информацию о предстоящем концерте, иногда публикую куски выступлений. На 26 апреля запланирован один очень интересный концерт в КЗЧ, посвящённый столетию Татьяны Николаевой: шесть пианистов будут исполнять 24 прелюдии и фуги Шостаковича. Каждый пианист сыграет по четыре прелюдии и фуги. Меня позвал Арсений Тарасевич-Николаев, также в концерте примут участие Юрий Фаворин, Алексей Мельников, Александр Ключко и Сергей Давыдченко, тот самый золотой лауреат летнего Конкурса Чайковского. Татьяна Николаева была первой исполнительницей этих прелюдий. Они нечасто звучат, в Москве по крайней мере я никогда их не слышал в концертах. У меня пока небольшой запас произведений Шостаковича, которые я играю. Я очень люблю Второй фортепианный концерт, посчастливилось его играть в прошлом году в ноябре в Казани с ГАСО Татарстана и маэстро Сезаром Алваро, очень хорошим дирижёром из Испании. Я очень рад, что буду снова играть Шостаковича и постепенно накапливать репертуар. И почти сразу после этого концерта я еду в Тамбов. Николай Луганский пригласил меня принять участие в Международном фестивале имени С. В. Рахманинова.

 

Как проявляет себя ваша китайская кровь?

Даже не знаю. Наверное, я этого не замечаю. В этом июне поеду на гастроли в Китай первый раз. Мы поедем вместе с папой, во-первых, он будет помогать мне с языком, я говорю всё же не так хорошо. И вообще, сейчас я себя ощущаю всё-таки американцем, но с русской душой. Я уже очень давно здесь живу, и мой менталитет скорее русский. На данный момент я точно больше русский, чем китаец. При этом я тесно общаюсь с ребятами из Китая, которые учатся в консерватории, и я неплохо знаю китайскую культуру, но мне хочется поехать в Китай, чтобы лучше изучить его изнутри.

Энджел Вонг © Фото: Виталий Гетьман

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты