Соня Бойс и Симона Ли получили «Золотых львов» 59-й Венецианской биеннале современного искусства

23 апреля в Венеции состоялась церемония официального открытия 59-го издания Международной биеннале современного искусства, совмещенная с объявлением ее лауреатов. Обладательницами «Золотых львов» стали британка Соня Бойс и американка Симона Ли. Обе являются первыми темнокожими художницами, представляющими свои страны на биеннале.

Лучшим национальным павильоном жюри под председательством куратора нью-йоркского Музея американского искусства Уитни Эдриенн Эдвардс назвало звуковую инсталляцию Сони Бойс «Чувствуя свой путь» (Feeling Her Way). В основе проекта о вкладе темнокожих представительниц Великобритании в мировую индустрию музыки – четырехканальное видео акапельного эксперимента с участием исполнительниц Джеки Данкворт, Поппи Аджуды, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и композитора Эрролин Валлен. Запись транслируется в заполненном трехмерными золотыми геометрическими фигурами пространстве на фоне стены с мозаичным принтом.

© Фото: Дарья Чертоляс

© Фото: Дарья Чертоляс

В прошлый раз представитель Великобритании получал «Золотого льва» в 1993 году – тогда в биеннале участвовал один из родоначальников поп-арта Ричард Гамильтон.

Симона Ли получила звание лучшего участника основного выставочного проекта за свою монументальную работу «Кирпичный дом» (The Brick House, 2019). Установленная на входе в Арсенал бронзовая скульптура изображает женщину без глаз с туловищем, чья форма является отсылкой к крыше рондавеля – круглого дома, традиционного для населяющих юг Африки народов банту. Изначально 5-метровая скульптура выставлялась в нью-йоркском парке High Line, директором арт-программы которого является Чечилия Алемани, куратор настоящего выпуска биеннале. Еще больше работ Симоны Ли гости биеннале могут увидеть в национальном павильоне США, для которого художница создала проект «Суверенитет» (Sovereignty). Его главная тема – репрезентация представительниц африканской диаспоры в истории искусства.

© Photo: Roberto Marossi

Обладательницей «Серебряного льва» и звания самого многообещающего участника главной выставки стала ливанская художница Али Черри. Она продемонстрировала отношение современников к древним верованиям и природе, переосмыслив историю строительства гидроэлектростанции и плотины «Мерове» в Судане. Итогом работы стали три глиняные скульптуры и короткометражный фильм под названием «О людях, богах и грязи» (Of Men and Gods and Mud, 2022). 

Специальных упоминаний удостоились Зинеб Сидира, чья инсталляция в павильоне Франции стала данью уважения постколониальному кинематографу, а также команда павильона Уганды.

Также жюри отметило работы еще двух участников основного выставочного проекта, который Чечилия Алемани посвятила возрождению традиций сюрреализма, – Шувинаи Ашуны, чьи детализированные рисунки отражают космогонию канадских аборигенов-инуитов, и Линн Хершманн Лисон, в своих ранних работах предвосхитившей влияние технологий на нашу повседневную жизнь. 

Почетных «Золотых львов» за жизненные достижения получили немецкий скульптор Катарина Фрич и чилийская художница Сесилия Викунья.

59-я Венецианская биеннале современного искусства продлится до 27 ноября.

Источник: официальный сайт биеннале

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты