Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская побывала в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге на выставке легендарного шляпного мастера Филипа Трейси, превращающего перья, кружево, стразы, шелк, шерсть и металл в головные уборы королев, поп-звезд и домохозяек. Недавно мы публиковали интервью с Филипом Трейси, а теперь настало время рассказать о той самой выставке.
Филип Трейси невероятно скромный, открытый, радушный человек. Несмотря на все свои регалии, мировую славу и приближенность к британской короне. Трейси — рыцарь ордена Британской империи, автор коллекций головных уборов для Chanel, Alexander McQueen, Armani, Ralph Lauren, Givenchy, Blumarine. Любимый мастер Сары Джессики-Паркер, Леди Гаги и Грейс Джонс. В 2000 году Трейси стал первым за последние 70 лет дизайнером головных уборов, получившим приглашение участвовать в показах Haute Couture в Париже.
Филип Трейси влюбился в Петербург с первого приезда в 2015 году и со второй попытки (из-за пандемии в июне его выставка не состоялась) привез огромную коллекцию из 46 шляп в Эрарту. Часть моделей уже выставлялась пять лет назад в рамках проекта «Шляпы в XXI веке», часть будет представлена в музее впервые.
Трейси создает каждую шляпу вручную, и экспозицию также выстраивает сам: от расстановки манекенов до режиссуры света. В полумраке сияет шляпа-«корона» Греты Гарбо, в которой она играла Мату Хари, переливаются всеми цветами радуги гигантские стразы маски «Кристалл», и миниатюрные — на знаменитом котелке Грейс Джонс.
Шляпа-котелок «Студия 54». Демонстрировалась Грейс Джонс. Коллекция от-кутюр. Весна-лето 2003
Вариации на тему головных уборов католических монахинь поражают невероятными объемами и формами: «Мадонна» и «Мадонна-2», шляпы-«волны», «Серебристый чепец» и шляпа «Радужный диск», созданная для Пако Рабана и блиставшая в клипе Леди Гаги Marry the Night в 2011 году. Церковь сыграла одну из главных ролей в творчестве мастера. «Мне было шесть лет, — вспоминает Трейси, — я приходил на свадьбы, и мне казалось, что в мире нет ничего прекраснее! Все нарядные, в белом платье невероятно красивая девушка, всюду конфетти, радость, счастье витает в воздухе, чувствуется восторг, восхищение… вот почему я создаю шляпы». Грейс Джонс, подруга дизайнера, замечает, в свою очередь: «Мы все ходили в церковь, и невозможно было представить, что мы войдем туда без головного убора, шляпы были обязательным аксессуаром, мы просто чувствовали себя голыми без них».
Шляпа «Мадонна». Осень-зима 1998
На выставке множество шляп, украшенных или целиком состоящих из перьев: желтая, зеленая, неоновая, черная, розовая, шляпа «Крылья вальдшнепа» из коллекции Александра Маккуина «Вдовы Каллодена» и головной убор «божества с гривой», созданный для коллекции «Эшу». По поводу последней Трейси замечает: «Когда Маккуин попросил меня сделать „африканскую маску“, я не знал, как быть, с чего начать, но взял себя в руки и получилось что-то совершенно невероятное! Вот такие задачи я люблю». Трейси «рисует», как он говорит, перьями: кроит вручную, придает определённую форму, раскрашивает. Знаменитая шляпа из множества «бабочек», к примеру, сделана из перьев индейки.
Шляпа для коллекции Александра Маккуина «Вдовы Каллодена». Головной убор «Крылья вальдшнепа». Демонстрировался Изабеллой Блоу Осень-зима 2006
У Филипа Трейси замечательное чувство юмора. Он превращает в шляпы орхидеи (принт напечатан на шелке), раковины, дымовые трубы, велосипедные шлемы, гондолы, серп луны. Даже трехмерный мазок кисти Лихтенштейна может оказаться на чьей-нибудь счастливой голове.
Шляпа «Мазок кисти Лихтенштейна». Весна-лето 2017
Одно из самых любимых творений дизайнера — шляпа «Корабль» из атласа и стержня пера. На паруса пошли перья райских птиц. Такими парусниками украшали объемные прически светские дамы середины XVIII века, отмечая победу французского флота над английским. Эксцентричное для ХХ века творение Трейси с удовольствием носила Изабелла Блоу. Муза, покровитель и главная модель мастера как-то призналась: «Все хотят заполучить шляпы, которые я ношу. Это так странно! За моей головой буквально охотятся. Я чувствую себя Марией Антуанеттой». 25 лет назад «Корабль» мечтал купить Майкл Джексон. Он предлагал за нее 25 000 долларов, но Трейси отказался и не жалеет об этом: «Я мог бы продавать эту шляпу каждую неделю, но мне нравится, что она одна на всем свете. Для меня — это важный символ романтизма».
Шляпа «Корабль». Демонстрировалась Изабеллой Блоу. 1994
Куда можно пойти в такой шляпе за пределами Англии, где есть скачки, свадьбы и приемы при дворе? На этот вопрос Филип Трейси отвечает так: «Шляпы не обязательно носить. Ими достаточно любоваться».
Выставка «Маэстро Филип Трейси» будет работать с 20 ноября 2020 по 21 марта 2021 года в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал