Что такое современный Art & Science в России

На площадке AIR (Art.ITMO.Residency) в Университете ИТМО открылся ежегодный смотр работ художников Art & Science. Фестиваль STAGE — событие и арт-сцена для студентов магистратуры, где они показывают свои междисциплинарные разработки. DEL’ARTE Magazine побывал на выставке, посвящённой теме «Новая хрупкость», и собрал мнения кураторов пространства и преподавателей учебной программы о том, как представлен сайнс-арт в России сегодня.

 

Что такое Art & Science?

Ольга Вад — руководитель магистерской программы Центра Art & Science Университета ИТМО, независимый куратор и креативный продюсер:

Art & Science — активно развивающаяся область, существующая на стыке актуального искусства и научного знания. Как в любой профессиональной области, границы здесь довольно условны и определяются сообществом — и в этом случае сообщество работает в двух парадигмах: художественной и академической системах ценностей.

 

Мария Мощенская — биоарт-художница, младший научный сотрудник BioArt Lab:

Art & Science адаптирует научные методы и технологии для создания художественных произведений. Такие проекты предполагают наличие исследовательского вопроса и научной составляющей, благодаря которой раскрывается идея работы, её философия.

Art & Science-проекты не только изучают действительность, но и предлагают возможные концепции будущего, смещая акцент от практического интереса к художественному высказыванию, созданию новых дискурсов, способных поменять наше представление о мире.

 

Вероника Призова —  биоарт-художница, младший научный сотрудник BioArt Lab:

Art & Science — это современное направление, объединяющее искусство и науку в единую творческую практику. Оно представляет собой глубокое исследование взаимодействия между этими двумя сферами, а также создание новых форм искусства и научных открытий. Art & Science использует научные методы и технологии в искусстве, а также художественные техники и концепции в научных исследованиях.

 

Ипполит Маркелов —  художник, кандидат биологических наук, руководитель BioArt Lab:

В первую очередь Art & Science — это область современного искусства, в которой художники используют для решения художественных задач методологию и технологии науки. Таким образом, получается, что в руках современных художников вместо кисти и холста оказываются различные научные инструменты — от протоколов генной инженерии до робототехники. Однако стоит подчеркнуть, что такие художники ставят перед собой иные цели, существенно отличающиеся от гносеологических целей науки как метода получения достоверного знания.

 

Успокаивая. Ольфакторная инсталляция, искусственно воссоздающая запах грудного молока. Дарья Охрименко-Кеслер и Валентина Макарова © Фото: Виталий Коликов

Где обучают Art&Science в России?

Нейропластичность. Инсталляция в виде аналоговой нейросети, повторяющей деятельность головного мозга во время стресса. Дарья Высокова © Фото: Екатерина Морозова @katie_moro

В каких условиях можно работать с сайнс-артом и что изменилось в творческой среде Art & Science в 2023 году?

Ольга Вад — руководитель магистерской программы Центра Art & Science Университета ИТМО, независимый куратор и креативный продюсер:

К сожалению или к счастью, сделать выставку проектов Art & Science без институциональной и финансовой поддержки практически невозможно. В современном искусстве часто хорошо работают низовые инициативы: художники сами собираются, выставляют свои работы в дружественных галереях, занимаются самоорганизацией и работают с минимальными бюджетами. Но проекты Art & Science устроены гораздо сложнее: в их производстве часто принимают участие несколько разных специалистов, требуется научная или инженерная экспертиза, доступ к лабораториям, фаблабам и прочее. Сейчас интерес к таким проектам в обществе заметно возрастает, поскольку очень часто они говорят на вполне конкретные социальные темы, интересные не только художественному коммьюнити, но и широкой аудитории.

 


Ипполит Маркелов —  художник, кандидат биологических наук, руководитель BioArt Lab:

По моему мнению, самые интересные проекты в области Art & Science создавались и создаются в результате совместной работы с академическими институциями. Хороший пример — это творчество пионера биоарта Джо Дэвиса, который большую часть своих проектов реализовал на базе лабораторий MIT и медицинской школы Гарварда. Второй пример — первая в мире биоарт-лаборатория Symbiotica, которая была основана на базе Университета Западной Австралии двумя художниками Ороном Кэттсом и Ионат Цурр. Если смотреть на Art & Science под этим углом, то стоит отметить значительный прогресс за последний год, который произошёл в области создания пространств для совместных творческих инициатив между научными и художественными группами. В моей предметной области есть два ярких примера — это возможность пройти интенсив “Science Art” в лаборатории научно-образовательного центра Биомедицинской инженерии Университета МИСиС, которую предоставляют студентам коллеги из программы «Технологическое искусство».

Другой пример — публичное открытие лаборатории биотехнологических искусств Центра Art & Science Университета ИТМО, в которой мы фокусируемся на создании гибридных мультиагентных биологических объектов, сочетающих биологическую и технологическую составляющие. Цель нашего мультидисциплинарного подхода — исследовать границы между машиной и живым существом. Одна из задач — переосмысление понятий «машина», «робот» и «программа» через призму различных наук, включая биологию и информатику. Хочется подчеркнуть, что электроника является лишь частью вычислительных систем, включающих живую природу. Несмотря на текущие ограничения технологий, за последние два года появились пионерские эксперименты, стирающие границы между машинами и биологическими организмами, предвосхищая биологизацию машин XXI века.

 

Ася Каплан —  куратор публичных программ Центра Art & Science Университета ИТМО:

Для меня на сегодняшний день наиболее интересной и важной тенденцией научно-технологического искусства является его расширение за пределы отдельных институтов и его событийный характер — важнее становится не сам результат (будь то инсталляция или выставка), а коллективный процесс, который включает в себя людей с абсолютно разным бэкграундом и целые городские сообщества. Художники, учёные, инженеры, айтишники и все интересующиеся темой делятся опытом друг с другом и создают очень многогранные исследования зачастую в условиях ограниченного доступа к ресурсам научных лабораторий. Пожалуй, главный эффект такого формата — это расширение сообщества вокруг Art & Science и его демократизация.

И, конечно, важна ориентация на работу с социальными темами. Последние годы показали, что простой рефлексии в искусстве недостаточно. Поэтому сегодня многие научно-технологические художники стремятся не только задавать вопросы о роли технологий в нашем обществе, но и предлагать конкретные действия для их решения.

 

Safe Space. Проект исследует вопрос безопасности пользователей в метавселенной. Дарья Мурашкина © Фото: Екатерина Морозова @katie_moro

Самые знаменитые художники Art & Science в России?

Лина Кипрюшина —  заместитель директора Центра Art & Science Университета ИТМО:

Наверное, одними из ключевых Art & Science художников и художниц, определивших (не)границы этого направления в России, можно назвать Дмитрия Морозова (::vtol::), Елену Никоноле, Ипполита Маркелова, Егора Крафта. Но мне кажется, что сегодня особенно интересно и нужно наблюдать за поколением новых художников, многие из которых учились у перечисленных коллег. В прошлом году Geek Picnic в партнёрстве с Центром Art & Science запустили первую в России премию в области научно-технологического искусства ASTA, где можно следить за проектами молодых, но многообещающих художников.

 

Ася Каплан —  куратор публичных программ Центра Art & Science Университета ИТМО:

Сообщество Art & Science всё ещё достаточно небольшое, поэтому при погружении в эту сферу вы скорее всего услышите имена таких художников, как Дмитрий Морозов (aka ::vtol::), Елена Никоноле, Анастасия Алёхина, Ипполит Маркелов, коллектив «Куда Бегут Собаки» — тех, кто определил современное состояние этой сферы в России и оказал значительное влияние на будущие поколения художников.

 

Бьютификация. Проект, исследующий, как новые технологии влияют на телесность и её репрезентацию. Наталья Гришина © Фото: Виталий Коликов

Где смотреть Art & Science в России?

Архитектура и микроорганизмы. Автор исследует взаимодействие архитектуры и микроорганизмов и моделирует жизнь города как биологическую систему. София Романова © Фото: Виталий Коликов

В России проходят фестивали и премии научно-технологического искусства, есть отдельные инициативы кураторов и институций разных городов. События также проводятся на площадках Дальневосточного федерального университета, Университета Лобачевского в Нижнем Новгороде, ТГУ в Томске, где представлены профильные программы магистратур.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты