23 ноября 2022 года в Москве произошло долгожданное открытие культурного кластера на месте бывшего Хлебозавода № 5 имени Зотова. Первым событием центра «Зотов» стала масштабная выставка «Конструктивизм. Начало». Специально для DEL’ARTE Magazine Евгений Наумов подготовил небольшой обзор истории самого здания, расположившейся в нем институции и, наконец, выставочного проекта.
Биография центра «Зотов» начинается в конце 1920-х годов, с перехода на плановую экономику, который потребовал от советского хозяйства создания эффективных предприятий по производству хлеба для обеспечения всех трудящихся столицы. Небольшие пекарни стали заменяться заводами, зарождалась пищевая промышленность. Оригинальный внешний вид Хлебозавода № 5 определила передовая технология автоматизированного кольцевого конвейера, разработанная инженером Георгием Марсаковым. Краснокирпичный цилиндрический объём основного корпуса служил обшивкой для сложного комплекса механизмов, создающих тёплые буханки практически без участия человека. Архитектор Александр Никольский реализовал принципы конструктивизма в архитектуре: внешняя форма строения определяется его функционалом и внутренним содержанием. К круглому производственному зданию примыкают прямоугольные объёмы вспомогательных и административных объектов, одно из них украшено ступенчатым аттиком с разомкнутым белым карнизом и рельефными цифрами года открытия хлебозавода — «1931». Последнее — единственные элементы строгого декора, лишённые функциональности.
Историческая фотография Хлебозавода № 5 им. Зотова
Внутреннее пространство каждого из четырёх этажей основного корпуса осталось совершенно свободным и не подразумевало разделение на комнаты и цеха. Межэтажные перекрытия поддерживаются радиальными и кольцевыми антамблементами, опирающимися на колонны квадратного сечения. Принцип обнажения конструктивного устройства здания сохранился и после реставрации: бетонные балки были дополнены металлическими фермами, а в центрах зала помещены цилиндры из перфорированного металла. Вкупе с решётчатыми временными стенами, использованными на выставочных этажах, такое обилие ячеистых форм работает на сохранение ощущения открытой, прозрачной для взгляда среды. Это впечатление усиливается тем, что 50% поверхности внешних стен занимают окна. Автору проекта реставрации Сергею Чобану удалось создать просторное и наполненное светом пространство.
Кирилл Челушкин. «Дыхание». 2022 © Фото: Евгений Наумов
На первом этаже посетителей центра «Зотов» встречает аудиовизуальная инсталляция Кирилла Челушкина «Дыхание». На осевой цилиндрический объём зала и на поверхность пола в нескольких местах вокруг него проецируется анимация, обыгрывающая историю русского авангарда от футуризма до конструктивизма, а также рассказывающая биографию самой локации. Подвижные геометрические формы сменяются видом конвейеров, по которым движется тесто. Метафорой прогресса становятся атлетичные человеческие фигуры, поднимающиеся по ступенькам бесконечной лестницы. Ритмическая организация эпизодов видеоряда и само название отсылают к специфике исторического развития авангарда: новейшие течения сменяют устаревающую классику, но со временем они также становятся визуальным каноном, и молодые поколения «сбрасывают» старших коллег «с корабля современности». Вдох — авангардный прорыв, выдох — закрепление достигнутого.
Надежда Удальцова. «Кухня», 1915 © Фото: Евгений Наумов
Выставка «Конструктивизм. Начало» располагается на втором и третьем этажах. Она имеет информационный, популяризирующий характер и знакомит зрителя с чередой художественных открытий. Большая часть этих инвенций связана с переосмыслением средств живописи, скульптуры и архитектуры, выявлением их особенностей и различий, поиск того, что Владимир Татлин постфактум назовет «правдой материала», а западные исследователи модернизма — «медиум-специфичностью». Начало этим исследованиям положили французские кубисты, пересмотревшие методы создания иллюзорного картинного пространства: светотеневую лепку объёмов и перспективные построения. Русские художники литераторы-футуристы: Алексей Кручёных, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова вдохновились достижениями западного искусства и развили их в своём ключе, изобретая новые методы. Заумная поэзия и алогическая живопись стали тем трамплином, который выбросил Казимира Малевича через «Чёрный квадрат» в область беспредметного искусства.
Алексей Кручёных. Афиша литературного диспута о заумной поэзии. Эскиз. Около 1918. Яков Чернихов. Композиция из цикла «Аристография». 1918-1924 © Фото: Евгений Наумов
По экспозиции, представленной в центре «Зотов» можно проследить путь русского авангарда от оперы «Победа над солнцем» к Витебской школе и ВХУТЕМАСу и далее — к художественным проектам переустройства общества раннего советского периода. Как маргинальные практики становились основой художественных методов молодых авторов. На втором этаже посетители выставки знакомятся с этапом развития творческой мысли, предшествовавшим непосредственному конструктивизму. Здесь представлен очень широкий спектр произведений: знаковые работы из центральных музеев России дополнены экспонатами из частных коллекций, которые редко оказываются доступны публике.
Илья Чашник. «Супрематизм». 1923. «Рельеф». 1922-1923 © Фото: Евгений Наумов
На выставке так или иначе представлен практически весь спектр модернистских направлений от сезаннизма и кубофутуризма до электроорганизма и, конечно, супрематизма. Не обошли кураторы и основоположника живописной абстракции Василия Кандинского, и композитора Артура Лурье, и Баранова-Россине, известного читателям DEL’ARTE в качестве одного из основателей искусства светомузыки. Нашлось место и для книжной графики Владимира Фаворского, не примкнувшего ни к одной авангардной группировке, но независимо исследовавшего формальные признаки ксилографии и осознавшего печатное издание в качестве особого вида искусства. Отдельный стенд посвящён амазонкам русского авангарда: Ольге Розановой, Любови Поповой и Вере Пестель. Эти художницы вряд ли нуждаются в особых квотах, ведь другие их произведения, размещённые здесь же, но по соседству с картинами мужчин, ни в чём не уступают последним.
Вид экспозиции выставки «Конструктивизм. Начало» © Фото: Евгений Наумов
Каждое из этих даже самых скромных, на первый взгляд, течений, каждая группа и каждый художник вполне заслуживают отдельной выставки и обширной монографии. А про иных написаны целые тома исследований. Кураторы проекта вряд ли преследовали цель показать всю глубину перечисленных явлений, скорее, они видели задачу в представлении наиболее широкой панорамы, что им вполне удалось.
Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Материальный подбор повышенного типа». 1914-1915 (реконструкця). Александр Родченко. Пространственная конструкция № 12. Из серии «Плоскости, отражающие свет» (овал). 1920-1921 © Фото: Евгений Наумов
На третьем этаже выставка представляет многогранный конструктивизм. Начало экспозиции, как и начало этого художественного направления в России, обозначено противостоянием Владимира Татлина с его «Памятником 3-му Интернационалу» и группы молодых студентов ОБМОХУ, негласным лидером которых стал Александр Родченко. Новое поколение упрекало мэтра в том, что он во-первых, не следует собственному принципу правды материала и, во-вторых, действует в устаревшей парадигме художника-гения, противопоставляющего себя массам трудящихся. С точки зрения конструктивистов, каждый пролетарий, входя в эпоху освобожденного труда, становится творцом новой реальности. Раз коммунизм возможен только при создании бесклассового общества, то и профессия художника, как отдельная общественная страта, должна быть устранена. Конструктивисты, по точному замечанию Николая Тарабукина, призывали перейти «от мольберта к машине», и сами поспешили сделать первый шаг, став пионерами отечественного промышленного дизайна.
Георгий Вегман. Элеватор. Учебное задание ВХУТЕМАСа на выявление и выражение формы. Перспектива. 1922. Андрей Белогруд. Дворец Труда. Конкурсный проект, генеральный план. 1922 © Фото: Евгений Наумов
Не так давно футуристы мечтали о наступлении нового более справедливого общественного строя, который позволял бы высвободить творческие силы каждого человека. Заручившись поддержкой юного советского государства, конструктивисты принялись выполнять замыслы по реформе мироустройства. Новая пролетарская культура, яркие и удобные красивые одежды, украшенные кубистскими орнаментами, авангардный театр, прорыв в культуре книжного оформления, фотомонтажи, шумовая музыка — все эти достижения представлены на выставке «Конструктивизм. Начало». А помимо них, естественно, архитектура и градостроительные проекты — основные средства упорядочивания и оптимизации жизни нарождающегося социалистического общества. Трудовые массы нуждались не только в хлебе, но и в жилище, досуге, образовании. Прогрессивные архитекторы проектировали и возводили здания домов-коммун, рабочих клубов и, конечно, хлебозаводов, подобных тому, что размещался в здании центра «Зотов».