Выставка «Испанская коллекция». История собирания искусства Пиренеев в России

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка работ испанских художников из собраний русских музеев. Она стала промежуточным итогом исследований фондов и архивов, уточнения провенансов предметов искусства, хранящихся в России. Евгений Наумов подготовил небольшой обзор проекта для читателей DEL’ARTE Magazine.

В силу географического положения и исторических особенностей развития в Испании сформировалось собственное культурное поле. Этот регион поздно вошёл в орбиту Возрождения, на целое столетие сохранив влияние мавританского искусства и международной готики. Соответственно, когда веяния Ренессанса всё-таки начали проникать на полуостров, они были восприняты в высшей точке развития, переходящей в маньеризм и караваджизм. Особенности художественного языка Караваджо: контрасты света и тени, драматизм и эмоциональный накал выбранных сюжетов, подчёркнутый реализм в изображении предметов и фигур — прекрасно сочетались с новой религиозностью контрреформации, поощряющей в молящемся эмоциональные подъёмы. Экспрессия церковных полотен передавалась христианам, а натуралистические детали помогали им с большей лёгкостью соотнести себя с изображёнными святыми и сценами священной истории. 

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Мальчик с собакой» (слева). 1650-е;
«Девочка с корзиной фруктов» (справа). 1650–1655 © Фото: Евгений Наумов 

Сам Караваджо при жизни имел широчайшую известность, однако был забыт почти сразу после своей смерти. Став предтечей эпохи барокко, он был отодвинут на второй план своими последователями даже в Испании. С наступлением XVIII столетия, когда в столицах Европы начали формироваться крупные, тогда ещё королевские и императорские, собрания живописи, караваджисты оказались оттеснены на обочину истории Питером Паулем Рубенсом и его учениками. Век спустя, на этапе формирования истории искусства как науки, наибольшего расцвета достиг академизм, в традицию которого наследие испанских художников вписывалось лишь отчасти. Снова Пиренейский полуостров оказался несколько в стороне от магистральной линии благородной античности: мастеров Флоренции и парижской Академии изящных искусств.

Картина «Непорочное зачатие» Бартоломе Эстебан Мурильо
на выставке «Испанская коллекция» © Фото: Евгений Наумов 

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Непорочное зачатие („Эскилаче“)». 1645–1655 © Фото: Евгений Наумов 

Тем удивительнее, что при формировании коллекции Императорского Эрмитажа российские монархи обращали внимание и приобретали немалое число произведений испанских мастеров. Уже на этапе первоначального формирования коллекции Екатерина Великая и её посредники приобретали картины Мурильо. Её внук Александр I лично купил у амстердамского предпринимателя и коллекционера барона Кузвельта 84 испанских полотна, для которых был выделен специальный зал. На протяжении XIX века это собрание пополнялось и теперь насчитывает более 150 картин, претендуя на звание самого многочисленного за пределами Пиренейского полуострова.

Луис де Карвахаль. «Обрезание Христа». Около 1585–1590 © Фото: Евгений Наумов 

Особенностью выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина стало внимание к провенансу работ, который помещён на этикетках произведений. Изучая их посетитель выставки сможет восстановить в своём воображении историю крупных собраний европейского искусства в России и пути их пополнения в разные исторические эпохи. Здесь есть и «Бегство в Египет» и «Распятие» Бартоломе Мурильо, приобретённая Екатериной II у наследников английского коллекционера Роберта Уолпола, и картины, выбранные Александром I из собрания Уильяма Кузвельта. Также в Эрмитаж поступали экспонаты из частных коллекций русских дворян, например из собраний Дмитрия Татищева, служившего посланником в Мадриде и вывезшего оттуда ряд произведений испанских художников. После 1917 года фонды Эрмитажа пополнились несколькими работами испанцев из национализированных частных собраний.

Антонио де Переда-и-Сальгадо. «Натюрморт с поставцом». 1652 © Фото: Евгений Наумов 

Единственным крупным публичным собранием западного искусства в дореволюционной России был Румянцевский музей, с 1861 года находившийся в Москве. Его коллекция была несравнима по богатству с Эрмитажем, но испанские художники в ней всё же присутствовали. После расформирования музея в 1924 году и живопись, и графика западных художников были переданы в ГМИИ. Из информации на этикетках посетитель может узнать, что коллекция Пушкинского музея и в советское время продолжала пополняться не только через перераспределения национализированных собраний, но и за счёт приобретений у частных коллекционеров. Кроме того, в фонды ГМИИ поступили работы из Исторического музея, который в своей основе имел частное собрание графа Алексея Уварова и дары различных меценатов. К сожалению, дарителя картины «Пейзаж (вид Хативы)», некогда находившейся в ГИМ, куратору выставки найти не удалось. Есть в экспозиции и работы из собрания известного Государственного музея нового западного искусства, созданного на основе коллекций купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова и расформированного в 1948 году, а также работы испанцев, находившиеся в коллекции Павла Третьякова и переданные в ГМИИ из Третьяковской галереи советским министерством культуры.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). «Святой Бернард» (слева). 1577–1579;
«Святой Иоанн Креститель» (справа). 1610-е © Фото: Евгений Наумов 

Особый интерес в экспозиции «Испанской коллекции» представляют картины, в провенансе которых указано лаконичное «с 1945 в ГЭ» («Святой Бернард» Эль Греко) или более развёрнутое «…1941–1945 — бункер Национальной галереи, Берлин; с 1945 в ГМИИ» («Женский портрет» Франсиско де Гойя). Кураторы выставки и составители каталога к ней не уточняют, но, вероятнее всего, среди работ, попавших в государственные музеи в 1945–1946 годах, можно найти вывезенные из Европы полотна, попадающие под закон о компенсаторной реституции. Эта уникальная юридическая норма содержит принципы передачи или изъятия из страны-агрессора культурных ценностей в качестве компенсации за уничтоженные или вывезенные этим государством предметы того же рода. Споры о соответствии подобных практик принципам международного права ведутся до сих пор. По этой причине подобные «трофейные» произведения искусства хранятся в запасниках или демонстрируются без акцентирования внимания на провенансе. Таким образом, выставка в ГМИИ становится редким случаем демонстрации некоторых работ Эль Греко широкой публике и попытки рассказать о тех колоссальных культурных потерях, которые понесли все страны — участницы Второй мировой войны. 

Пьедро де Мена, приписывается. «Святая Мария Магдалина». XVII век (слева);
неизвестный автор, «Святая Роза Лимская». Конец XVII — начало XVIII века (справа)
© Фото: Евгений Наумов     

На выставке «Испанская коллекция» демонстрируются работы испанских художников XVI–XIX веков, кратко, но полноценно представляющие особенности этой региональной школы и её постепенное развитие. Однако она вряд ли сможет открыть постоянному посетителю музея что-то новое: её основу составляют произведения, ранее находившиеся в основной экспозиции ГМИИ. Выставка не богата сопроводительными текстами и экспликациями и вряд ли может выполнять просветительскую задачу. При этом для «Испанской коллекции» издан каталог, составленный совместно сотрудниками ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. В нём опубликовано почти 90 работ (некоторые из которых — впервые) с описанием, провенансом и дополнительной информацией, а также краткие статьи, предлагающие читателю общие сведения об истории развития и коллекционирования искусства Испании. 

Эухенио Лукас Вильямил. «Крестины». 1894 © Фото: Евгений Наумов

«Испанская коллекция» заслуживает внимания как исследовательский проект, сосредоточенный на презентации культурной истории региона, не снискавшего пока широкой популярности, и истории формирования коллекций крупных российских музеев. Однако текущие результаты всё ещё оставляют простор для дальнейшего углубления в материал.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты