Что смотреть на биеннале современного искусства в Венеции

Мир находится в ожидании открытия 60-й Венецианской биеннале. Юбилейный выпуск «Олимпиады мира искусства» впервые в истории пройдёт под художественным руководством латиноамериканца, бразильского куратора Адриано Педросы. 

Выбранная им тема звучит как «Иностранцы повсюду» (Foreigners Everywhere / Stranieri Ovunque). Нынешняя биеннале подаётся как событие, осмысляющее настоящее как время, полное конфликтов и раскола с сопутствующими явлениями вроде разрушений, мигрантов и беженцев. Национальные павильоны многих стран-участниц отданы художникам, исследующим идеи колониализма и его непрекращающегося физического и психологического присутствия в государствах, многие из которых обрели независимость более полувека назад. Среди них выставочный проект Ирландии — видеоработа Эймера Уолша, посвящённая действовавшему в XIX веке запрету на владение ирландцами землёй, последовавшему за этим Великому картофельному голоду и жилищному кризису настоящего; павильон Нидерландов, отданный известному скульптурами из какао-бобов конголезскому арт-коллективу Cercle d’Art des Travailleurs de Plantation Congolaise; посвящённые глобальной миграции, разрушению привычной среды обитания и экологическим катастрофам мультиканальные инсталляции ганско-британского художника Джона Акомфры в павильоне Соединённого Королевства; сольная экспозиция Глисерии Тупинамба в павильоне Бразилии, временно переименованном в павильон Hãhãwpuá — так территорию современного государства называли представители племени патаксо; а также экспозиции других стран.

Рассказать обо всех павильонах невозможно, DEL’ARTE Magazine делится своей подборкой национальных проектов.

Австралия привезёт на биеннале выставочный проект Kith and Kin («Родные и близкие») Арчи Мура. Художник, который на протяжении трёх десятилетий исследует темы национальной идентичности и памяти, непреходящего влияния колониализма и расизма, — всего лишь второй представитель коренного населения, которому доверено показать сольную экспозицию в национальном павильоне страны.

© Фото: Предоставлено пресс-службой павильона

В переводе со староанглийского фраза, выбранная Муром в качестве названия проекта, означает «земляки (соотечественники) и члены семьи» и, по мнению художника, наиболее точно соответствует пониманию аборигенами чувства принадлежности, которое они демонстрируют с уважением.

Основой для работ, представленных в павильоне, стал семейный фотоархив Арчи Мура: оказалось, что его генеалогия является отражением истории континента, неразрывно связанной с исправительными учреждениями. В период с 1788 по 1868 год сюда принудительно отправляло преступников Британское правительство, а в сегодняшних австралийских тюрьмах — чрезмерное количество представителей коренного населения.

Художник нашёл упоминание об этапировании из Лондона своего прапрадеда по отцовской линии, осуждённого за кражу. Имел судимость и его двоюродный дед со стороны матери, в жилах которой текла кровь представителей коренных народностей камиларой и бигамбул.

Монголию на биеннале представляет один из самых известных национальных художников — Очирболд Аюрзана, который на протяжении 10 лет исследует социальные и поведенческие аспекты духовного развития человека в условиях глобализации. Его работы занимают видное место в общественных местах по всему миру, включая парк скульптур при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. 

© Фото: Jorg Wöhlfromm / nordart.de / labiennale.org

Национальный павильон Монголии разместился напротив главного входа в Арсенал. Выставочный проект Discovering the Present from the Future («Открывая настоящее из будущего») исследует глубинные уровни сознания с помощью интерактивных скульптурных инсталляций, вдохновлённых буддийскими божествами Ситипати (Читипати). «Хозяева кладбищ», которых изображают в виде пары пляшущих скелетов с тремя глазницами, служат напоминанием о непостоянстве жизни, а также невозможности духовной трансформации без стремления к высшему сознанию и просветлению. 

В интерпретации художника в цифровую эпоху Ситипати олицетворяют хранителей технологий, а их пляска — хрупкое равновесие между природой и человечеством, наведение мостов между представителями различных культур. 

Мультидисциплинарный художник Ваэль Шоки, живущий между Египтом и США, известен своими исследованиями современной культуры через призму реальных исторических фактов, популярных мифов и фольклора. В Венецию сторонник исторического ревизионизма привезёт мюзикл Drama 1882 («Драма 1882 года»), призывающий задуматься о тщетности войн. 

Проект посвящён национально-освободительному восстанию под руководством полковника каирского гарнизона Ахмада Ураби. Египет, бывший на тот момент частью Османской империи, существовал в условиях экономического кризиса. Представители правящего класса в большинстве были турками, финансы страны контролировались британскими и французскими колониальными агентами, а коренные египтяне являлись практически чужаками на своей земле. Восстание переросло в англо-египетскую войну, итогом которой стала британская оккупация африканского государства, продлившаяся вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года. 

К созданию «Драмы 1882 года», которую сам автор предпочитает называть движущейся картиной, были впервые привлечены профессиональные взрослые актёры — обычно героями его проектов являются марионетки или дети.

Помимо видеоинсталляции, в национальном павильоне Египта также будут представлены живопись, скульптура, рисунки, выполненный стеклодувами Мурано зеркальный рельеф и витрины, также частично вдохновлённые темой 60-го выпуска Венецианской биеннале. 

Дебют Бенина на Венецианской биеннале — малая часть масштабной инициативы, последовавшей за возвращением парижским музеем на набережной Бранли 26 реликвий и знаков монархической власти, вывезенных из королевства Дагомеи во время колониальных войн. В 2022 году они вместе с работами 34 современных местных художников были выставлены в президентском дворце в столице Бенина Порто-Ново, вызвав огромный интерес публики и дав импульс к возрождению культурного наследия и самобытности страны. В рамках инициативы к 2026 году в крупных городах планируется построить несколько музеев и культурных пространств. 

Выставочный проект Everything Precious is Fragile («Всё драгоценное хрупко») исследует ужасы работорговли, корни вуду, историю дагомейских амазонок — элитного боевого подразделения, состоявшего из представительниц народа фон; а также  ритуальную церемонию геледе, которую мужчины народа йоруба проводят в масках знак признания сверхъестественных сил женщин.

 

© Фото: Дарья Чертоляс

Куратор и популяризатор африканского искусства Азу Нванбогу привлёк к созданию национального павильона четырёх художников. 

Самый известный из них – Ромуальд Хазуме, рассказывающий о последствиях работорговли и контрабанде нефтепродуктов через границу с Нигерией при помощи масок, которые делает из пустых канистр из-под бензина. Он заполнит похожее на пещеру пространство внутри павильона лишённой глаз толпой из более чем 500 своих работ.

Муфули Белло привезёт картины с изображением африканок в ярких нарядах. Своих героинь она изображает с кожей синего цвета — краситель индиго, часто используемый йоруба, у художницы ассоциируется с чувством безопасности, дома и полной свободы.

Ишола Акпо покажет монументальный гобелен на тему прожитых жизней, Хлоя Кенум — инсталляцию, созданную из выдувного стекла ручной работы, которое использовалось  в колониальной архитектуре, а служило валютой.

В отличие от искажающего изображение непрозрачного материала, кураторская команда Бенина чётко декларирует свои культурные амбиции.

Идея проекта Exposition Coloniale («Колониальная выставка») Александра Денича в национальном павильоне Сербии заключается в намерении представить временные резиденции и транзитные пространства как памятные или тревожащие явления непривычного для человека общества. Фасад павильона Сербии до сих пор украшает монументальная надпись «Югославия», напоминающая о распаде социалистической страны на несколько независимых и одно частично признанное государство. В этом контексте, по мнению куратора экспозиции Ксении Самарджия и художника-постановщика, давно переехавшего в Германию и успешно сотрудничающего со многими европейскими театрами, архитектурный объект превращается в эмоциональную структуру. Она является живым памятником конфликта и утраченной идентичности: дополненная шумами, музыкой, огнями, аэрационными установками и другими сенсорными элементами инсталляция Денича даже сербов заставит почувствовать себя чужаками в собственном национальном павильоне.

В качестве локации для своего павильона Ватикан выбрал действующую женскую тюрьму, расположенную на Джудекке, крупнейшем из островов венецианской лагуны. К созданию экспозиции With My Eyes («Своими глазами») привлекли известных художников, а также заключённых, которые добровольно приняли участие в творческом процессе. 

Хедлайнером павильона Святой Престол неожиданно для всех назначил художника-провокатора Маурицио Каттелана. В 1999 году известный сатирическими гиперреалистичными инсталляциями автор явил миру работу La Nona Ora («Девятый час») в виде ростовой восковой фигуры Папы Иоанна Павла II, придавленного метеоритом.

© Фото: Perrotin

В качестве других произведений искусства, отражающих веру Папы Римского Франциска в значимость диалога, солидарности и братства, выступят картины француженки Клэр Табуре, скульптуры ливанки Симоны Фатталь, эстампы покойной представительницы американского поп-арта и бывшей католической монахини Кориты Кент, инсталляция бразильской художницы Сонии Гомеш, а также посвящённый свободе 12-минутный фильм, снятый итальянским художником Марко Перего при участии его супруги, актрисы Зои Салдана.

Папа Франциск станет первым понтификом, который посетит Венецианскую биеннале. Исторический визит запланирован на 28 апреля.

Уроженка Швеции Валерия Монтти Колке представит Чили на 60-й Венецианской биеннале. Её родители бежали из страны после государственного переворота и прихода к власти Аугусто Пиночета в 1973 году. Уже около 20 лет художница создаёт инсталляции, для которых черпает вдохновение в мифах, религии и поп-культуре. Персонажи придуманных ей миров со временем развиваются, затрагивая привычные для традиционного чилийского общества мизогинию и расовую иерархию, а также тему экологии и опыт проживания в диаспоре. 

Название выставочного проекта — Cosmonación («Космонация») — позаимствовано у антрополога Мишеля С. Лагерра, который придерживается мнения, что сообщества диаспор не разрывают отношений с местами своего происхождения, а остаются привязанными к землям предков посредством различных действий, материалов и духовных практик. 

© Фото: laderasur.сom

Центральный объект — инсталляция Mamita Montaña («Мать-гора»): украшенная картинами, рисунками, графикой, коллажами и предметами декоративно-прикладного искусства гора высотой более пяти метров, символизирующая убежище, в котором найдётся место каждому нуждающемуся.

По задумке куратора павильона Андреа Пачеко, экспозиция бросает вызов идее национального государства, представляя её как геополитическую фантазию. 

Наиболее вероятными кандидатами на получение «Золотого льва» Венецианской биеннале профильные издания называют мультиканальную видеоинсталляцию Listening All Night to the Rain («Слушая дождь всю ночь») Джона Акомфры, представляющего Великобританию; сольный проект TRINKET художницы Капвани Киванга в павильоне Канады; мюзикл Drama 1882 («Драма 1882 года») Ваэля Шоки, созданный для Египетского павильона; скульптурная инсталляция Hollow and Broken («Пустой и сломанный») авторства одной из самых влиятельных и откровенных турецких художниц Гюльсун Кара-Мустафа; объединённые темой Prejudice and Belonging («Предрассудки и принадлежность») набирающего популярность живописца Тесфайе Ургессы в павильоне Эфиопии; а также персональный проект Romantic Ireland («Романтическая Ирландия») Эймера Уолша.

© Фото: labiennale.org

60-я Венецианская биеннале открывается в субботу, 20 апреля. В тот же день международное жюри объявит лауреатов смотра. Работа выставки продлится до 24 ноября.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты