«Третий день» с Джудом Лоу: добро пожаловать в скромный мир жестоких традиций

15 сентября на Амедиатеке состоялась премьера мини-сериала «Третий день». Главные роли в нем исполнили Джуд Лоу и Наоми Харрис, а истории их персонажей называются «Лето» и «Зима». Действия происходят на маленьком острове, где сложно сохранить рассудок и найти ответы на заданные вопросы.

Он

На обычной проселочной дороге мужчина средних лет неистово разговаривает по телефону. После эмоционального диалога он под песню «Dog Days Are Over» Florence + The Machine отправляется в лес к небольшой речушке. Пронзительно рыдает и пускает по течению детскую футболку. Знакомьтесь, это Сэм (Джуд Лоу). В его жизни все далеко не так гладко, как хотелось бы. Новая проблема появляется и в этот день в лесу. Возвращаясь к машине, Сэм становится свидетелем попытки самоубийства маленькой девочки Эпоны (Джесси Росс). Благо его реакция и навыки оказания первой медицинской помощи позволили спасти девочку. В больницу она ехать отказалась, но попросила отвезти домой — на остров Осея, который находится неподалеку. 

Тем не менее, дорога до острова оказалась непростой. Сложность заключалась в узкой тропе, соединяющей материк и остров. По ней возможно проехать только в определенное время, когда наступает отлив. Оказавшись в новом для себя месте, на первый взгляд вполне привлекательном и приличном, Сэм передает Эпону родителям и знакомится с мистером и миссис Мартин (Пэдди Консидайн и Эмили Уотсон) — владельцами местного паба и отеля. Однако на долгую приятную беседу времени нет. Необходимо вернуться на материк, пока тропа вновь не ушла под воду. К сожалению, Сэм не успевает и вынужден остаться на ночь. Кажется, это обычная ситуация и утром можно спокойно уехать. Но все меняет мальчик, который начинает видеться Сэму.

«Третий день» — творение британского сценариста Денниса Келли. Статус острого и продуктивного драматурга ему принесли сериал «Утопия» и ряд театральных постановок, таких как «Усама герой», «Сироты» и мюзикл «Матильда». Режиссерами сериала выступили Марк Манден («Утопия», «Сокровища нации») и Филиппа Лоуторп («Три девушки»). Манден снял первые три эпизода под общим названием «Лето», а Лоуторп — остальные три под названием «Зима». Подобный выбор подзаголовков оправдывается главными персонажами, чьи истории переплетаются и не могут существовать друг без друга. 

Однажды Деннис Келли сказал: «Я всегда хочу, чтобы в моих пьесах было напряжение; возненавидит ли это публика или полюбит, зависит от них, но я не хочу, чтобы им когда-либо было скучно». «Третий день» подходит под это выражение как нельзя кстати. События, которые произошли и произойдут с Сэмом, вызывают опасения за его физическое и психологическое состояние: семейная трагедия выбила из колеи, при этом новые проблемы также не дают расслабиться. Добивает его невозможность покинуть остров и отсутствие сотовой связи, чтобы созвониться с женой. Да и добродушная супружеская пара Мартин, как и остальные жители, постепенно теряют облик простых и приятных людей. Все из-за религиозных убеждений и увиденных странных, ужасающих обрядов с расчленением животных. Успокоиться Сэму помогает Джесс (Кэтрин Уотерстон), которая приехала сюда ради ежегодного фестиваля. 

Фестиваль, как и древние местные обряды, — главный источник информации о жизнеустройстве острова Осея. Что для жителей кажется обычным, для других, включая Сэма, является неприемлемым и как минимум негуманным. На этой почве непонимания зарождается конфликт, где Джуд Лоу меняет статус гостя на статус жертвы. Его втягивают в некий ритуал, причем насильственным методом. Очевидно, что здесь легко угадываются мотивы триллера «Плетеный человек» Робина Харди, когда незнакомец становится центром событий и необходимым элементом для соблюдения традиций.

Хладнокровность традиций острова Осея — основной нерв сериала, который не дает спокойно наблюдать за происходящим. При этом не ясно, что реально, а что является кошмарным сном Сэма. Действительность «Третьего дня» раздваивается так же, как в фильме «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, и перед зрителем возникает система образов, которая формирует центральную тайну истории. В поисках ответов персонаж Джуда Лоу страдает, разбивает голову, скрывается от преследователей в странных масках и продолжает искать мальчика, который постоянно ему мерещится. Сэм бегает за ним по лесу так же, как Джек Торренс мчался за своим сыном по лабиринту в финале картины «Сияние» Стэнли Кубрика. Возможно, мальчик всего лишь призрак или галлюцинация. Но узнать это невозможно, пока его не поймаешь.

Она

Действующим лицом второй части сериала под название «Зима» становится Хелен (Наоми Харрис). Она вместе с двумя дочерьми приезжает на остров, чтобы отпраздновать день рождения. Веселое настроение портит хозяин, который сдал ей дом. Он по странным причинам отказывается их впустить, несмотря на показанный скриншот об онлайн-бронировании. Понимая, что спорить бесполезно, Хелен пытается заселиться в отель к мистеру Мартину, но и здесь ей отказывают. Выбить номер получается только после того, как она помогла Джесс с ребенком. Тем не менее, постепенно раскрываются истинные мотивы приезда Хелен на остров. День рождение — уловка, чтобы отвлечь детей. Главное — найти определенного человека и разобраться, что же здесь случилось несколько месяцев назад. 

«Зима» кардинально отличается от новеллы «Лето». В первую очередь, это касается визуального стиля. История Сэма — это постоянно движущаяся камера оператора Бенджамина Кракуна. Он без стеснения показывает персонажа Джуда Лоу со всех ракурсов. Будь то крупный план заплаканного глаза или грязной, изрезанной руки. В силу того, что Сэм постоянно находится в неизвестном для себя состоянии, такой «близкий» и детальный вариант наблюдения за ним дает возможность полностью увидеть трансформацию Джуда Лоу. Несомненно, помогает погрузиться в психологическое неспокойствие Сэма цветовая палитра сериала. Авторы используют яркие, кислотные цвета для передачи всего спектра эмоций и чувств, свалившихся на персонажа.

История Хелен более сдержанная в операторской работе. Оператор Давид Шизалле берет статичные планы, а ручная камера используется в редких случаях. При этом нет игры с цветом, как в новелле «Лето». Во второй части сериала преобладают серые оттенки, показывающие, что жизнь на острове остановилась. Однако остался холодный расчет жителей, которые не намерены помогать новой гостье. Они склонны не дать Хелен найти того, кого она пытается найти любыми средствами, ведь то, что произошло на острове остается на острове. 

Они

Деннис Келли показывает, что желание сохранить единение и порядок на острове — опасное и ужасающее. Ведь чем сильнее традиции, тем больше прикладывается сил, чтобы их сохранить, вне зависимости от мнения других. Жители Осея — жестокие консерваторы, неспособные идти на компромисс. Соблюдение правил и границ для них свято. Режиссер Ари Астер говорил именно об этом в фильме «Солнцестояние». Что не так страшны либералы или революционеры, как закостенелое общество, которое исправно будет игнорировать возможность для нового этапа развития. 

Конечно, здесь встает вопрос о том, насколько рационально продолжать верить в старый порядок и иерархию. Прогресс взглядов на то, как должно выглядеть и работать гражданское общество, неизбежен, но насколько он актуален для людей, подобных жителям острова Осея. Нужны ли перемены, когда более 2000 лет у них все было хорошо? Обычаи и ритуалы соблюдаются, несчастий не происходит. Значит, необходимо продолжать быть верным установленным нормам и не допустить их нарушения. Ведь нарушение порядка, несомненно, приведет к хаосу и полному уничтожению устройства быта и моральных границ, а это означает одно. Чтобы вернуть все на свои места, человек способен на любые жертвы, даже перестать быть человеком, если того потребует ситуация.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Автор: Алишер Улфатшоев