В 2021 году Дени Вильнёв снял «Дюну». В то время будущее очередной экранизации романа Фрэнка Герберта было весьма туманным. По факту она представляла собой огромный пролог на 2,5 часа. Визуально и технически — настоящий шедевр, заслуженно получивший много наград. Но к истории оставалось немало вопросов, ведь её в картине практически не было. Нас познакомили с персонажами и погрузили в атмосферу повествования. А потом режиссёр пообещал, что, если кассовые сборы будут хорошими, он снимет продолжение, которое всех оставит в восторге. И Вильнёв обещание сдержал.
За кадром снова чарующая музыка Ханса Циммера, а за камерой вновь творит магию оператор Грег Фрейзер. Эти двое — без преувеличения главные действующие лица фильма. Можно отключить звук и оценить вторую «Дюну» как визуальное произведение искусства. Львиная доля кадров здесь похожа на арты концептуальных художников-фантастов. Или можно сосредоточиться на музыке и ошеломляющем саунд-дизайне, управляющими эмоциями зрителя на протяжении почти 3 часов, — и тоже получить незабываемый опыт.
Леа Сейду в фильме «Дюна: Часть вторая» © Фото: Кинопоиск
Каково тогда место сюжета? Фанаты вселенной Герберта останутся довольны, ведь сценарий почти в точности следует хронологии событий, описанных в романе, если не считать чуть менее безумную концовку. Тем же, кто знакомится с «Дюной» через фильмы, может показаться, что режиссёр отправил их в какой-то сюрреалистический трип. Дело не в том, что происходящее может быть непонятно. Напротив, с точки зрения экспозиции здесь, как и в первой части, проделана филигранная работа. Но если в книге события обрамлены мыслями и философскими рассуждениями героев, создающими дополнительный смысловой слой и как бы оправдывающими творящееся безумие, то в экранизации Вильнёва мы этого лишены.
И для того чтобы компенсировать этот недостаток, режиссёр разворачивает весь арсенал приёмов, заставляющих нас просто забыть о сюжете, о смысле, о персонажах, вообще обо всём, кроме настроения. Новая «Дюна» — в первую очередь не интересная история, а кинематографический опыт. Каждая минута здесь работает на то, чтобы перенести нас на пустынную планету Арракис, где мы ощутим дуновение жаркого ветра, вибрации в земле от приближающегося песчаного червя, холодок, пробегающий по спине в моменты, когда герои цепляются за жизнь под эпическую музыку.
Джош Бролин в фильме «Дюна: Часть вторая» © Фото: Кинопоиск
Вильнёв прекрасно понимает, что снимает блокбастер и любая попытка перенести на экран философскую подоплёку романа моментально превратит и без того длинный фильм в экзистенциальную драму. Главное — эмоции. Именно за ними мы на самом деле приходим в кино. И вторая «Дюна» представляет собой 2 часа и 46 минут чистых эмоций. Восхищение пустыней, страх перед её опасностями, отвращение к злодеям и одновременно желание как можно дольше наслаждаться их харизмой — это и многое другое держит нас в напряжении и на время телепортирует в другой мир.
Впрочем, как только действие вау-эффекта начнёт выветриваться, в голове постепенно станут возникать вопросы и всплывать сцены, которые были далеки от совершенства. Сюжетные арки некоторых персонажей могли быть проработаны лучше, то же касается и их мотивации. Концовка хоть и ставит отличную точку в истории, но оставляет ощущение, что режиссёр как будто в последний момент решил сместить акцент на нечто несущественное.
И тем не менее всё это легко забывается. Потому что глобально Дени Вильнёв снял один из самых масштабных и красивых научно-фантастических фильмов XXI века. Вторая «Дюна» — настоящее кино, такое, ради которого действительно стоит выбраться из дома, чтобы посмотреть его на большом экране. Возможно, даже не один раз. И за это картине легко простить все мелкие недочёты.