«Феррари» — гонка за право жить

Адам Драйвер и Пенелопа Крус в новом проекте Майкла Манна — режиссёра, которого мы любим как минимум за «Схватку» и «Соучастника», хотя в его карьере было немало других интереснейших работ. Этих вводных данных вполне хватало для того, чтобы ожидать настоящего хита. «Феррари» мог быть фильмом о спорте. Байопиком о легендарном человеке. Классическим вдохновляющим кино о преодолении трудностей. «Феррари» мог быть практически чем угодно, чтобы состояться, но в итоге, к сожалению, стал картиной без фокуса, в которую попытались вместить слишком многое.

Если пробежаться по фильмографии Майкла Манна, станет ясно, что он редко ставил сценарий во главу угла. Да, у него есть глубокие драмы, упомянутые выше, и к ним можно добавить «Своего человека» с Расселом Кроу и «Последнего из могикан» с Дэниэлом Дэй-Льюисом. Но если взять «Полицию Майами: Отдел нравов» и все проекты, которыми режиссёр руководил в 80-х («Вор», «Крепость», «Охотник на людей» и оригинальный сериал «Полиция Майами»), станет ясно, что Манна в первую очередь всегда интересовала эстетика.

Джек О’Коннелл и Гэбриел Леоне в фильме «Феррари»

Гипнотическая операторская работа, безупречный стиль в каждом кадре, чарующая музыка — создание атмосферы для Манна важнее всего. И в этом кроется ключ к пониманию «Феррари», которого совершенно точно (и вполне оправданно) будут ругать за нестройный сюжет и неудачную попытку усидеть сразу на нескольких стульях.

С одной стороны, это история Энцо Феррари, чья личная жизнь постоянно заставляла его разрываться надвое, а его любимых женщин — сходить с ума от ревности. С другой — рассказ о становлении автомобильного бренда, чудом спасённого от банкротства. Наконец, с третьей — сюжет о жестоком спорте, для которого в конце 50-х ещё не было создано достаточно правил техники безопасности, позволяющих пилотам перед очередной гонкой не писать на всякий случай предсмертную записку.

Кадр из фильма «Феррари»

Каждая из этих сюжетных линий интересна по-своему, и очевидно, что к финалу истории все они стремятся к общему знаменателю, который можно было бы выразить метафорой гонки как стремления жить. Но когда в распоряжении режиссёра чуть больше 2 часов, притом что материала хватило бы на целый сериал, очень сложно убедительно разложить такое количество карт, не размыв при этом общую картину. Без фокуса здесь не обойтись. И Манн в свойственной ему манере сфокусировался на том, что ему ближе всего: на атмосфере.

Фильм открывается чёрно-белой сценой под музыку 40-х годов — всё стилизовано под документальные съёмки того времени. Затем нас поражают уже цветные виды великолепных итальянских пейзажей. Национальный колорит. Ревущие ярко-красные болиды, отполированные до блеска. Захватывающие кадры гонок, в одной из которых камера следует за авто, но затем, вместо того чтобы уйти вслед за ним в поворот, вдруг упирается в дом, обращая внимание зрителя на красивый барельеф. С точки зрения динамики, это буквально ломает сцену, сбавляет обороты, которые в данный момент должны только набираться. Но для режиссёра это самый честный кадр, демонстрация того, зачем он на самом деле снимал «Феррари» — чтобы мы могли насладиться эпохой, декорациями, красиво одетыми актёрами и звуками, которыми живут профессиональные гонщики.

Адам Драйвер и Пенелопа Крус в фильме «Феррари»

Справедливости ради стоит сказать, что хронометраж фильма явно очень сократили на монтажном столе. В некоторых сценах музыка неожиданно обрывается, толком не успев начаться, а скачки от личной жизни Энцо к его гоночной карьере порой бывают слишком резкими. Возможно, Манн задумывал более объёмный хронометраж, и все претензии к сценарию лишатся смысла, если у картины появится режиссёрская версия. Но сейчас «Феррари», в том виде, в каком он идёт в кинотеатрах, — это не кино, после которого вы сможете сказать, что теперь знаете историю бренда, и уж точно не вдохновляющий спортивный сюжет. Это кино Майкла Манна. И по-настоящему его оценить можно только в таком ракурсе.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты