3 августа открывается 75-й кинофестиваль в Локарно. В основном конкурсе участвует новый фильм Александра Сокурова «Сказка», который, по признанию режиссера, должен стать «завершением его кинематографической жизни» (что выглядит весьма символично: ведь именно с этого фестиваля и началась международная слава Сокурова, когда в 1987 году его кинодебют «Одинокий голос человека» получил здесь «Бронзового леопарда»). «Сказку» надо будет обязательно посмотреть, но что еще в Локарно будет интересного?
Фестиваль в Локарно традиционно находится в тени более громких Канн, Венеции и Берлина, но ценность его определяется не позицией, которую он занимает в полувоображаемой иерархии европейских киносмотров, а его спецификой. Сейчас Локарно остается, наверное, последним бескомпромиссным бастионом авторского кино. Чуждый мейнстриму (в том числе и арт-мейнстриму), фестиваль старается репрезентировать альтернативные модели киноязыка и кинопроизводства и освещает, так сказать, параллельные процессы в кинематографе – важные, но обычно скрытые от взгляда широкой аудитории.
Кадр из фильма «Сказка» Александра Сокурова
В последнее десятилетие победителями Локарно часто становились безусловные, но неочевидные, «теневые» классики – Жан-Клод Бриссо, Лав Диас, Хон Сан Су (мы писали о его фильме «Женщина, которая убежала»), Педру Кошта. В этом году из классиков (и к тому же вполне очевидных) в основной программе только Сокуров со своей «Сказкой». Но и кроме него тут немало картин, вызывающих интерес.
Каннская лауреатка 2000 года (Приз молодежного жюри за фильм «Дочери короля» с Изабель Юппер) Патрисия Мазюи покажет криминальную драму «Боулинг Сатурн» – историю про парня, который по наследству от покойного отца получает боулинг и в придачу кучу проблем и неприятных открытий. Ночь, преступный мир, неоновые вывески, какая-то таинственная «охота» и трупы – Мазюи, видимо, ставит перед собой цель, используя языковые средства жанрового кино, погрузиться с исследовательскими целями в темное нутро насилия.
Кадр из фильма «Боулинг Сатурн» Патрисии Мазюи
Французский режиссер Сильви Веред двадцать лет назад прославилась драмой «Женская любовь», а затем душещипательной и довольно милой картиной «Стелла» – про то, как в 77-м году девочка из рабочей семьи попадает в буржуазный лицей. В новом фильме «Стелла влюблена» речь, как ясно из названия, снова о Стелле, которая подросла и влюбилась. Судя по имеющейся информации, это такое ностальгическое кино про взросление девушки в атмосфере клубных 80-х.
Многообещающе выглядит анонс «Каменной черепахи» малазийского режиссера У Мин-джина, автора знаменитой «Женщины в огне в поисках воды» (2009). Завязка про нелегальную мигрантку, собирающую на морском берегу черепашьи яйца, и мутного мужика, который представляется исследователем из университета, оформляется в духе не социального, а поэтического реализма. Отдаленный остров, залитый светом песчаный пляж, зыбко мерцающая реальность. Трейлер наполнен тревогой, метафорами, этнографией и крупными планами с выражением ужаса на лицах. В общем, картина, которую хотелось бы увидеть.
Кадр из фильма «Каменная черепаха» У Мин-джина
Индийский режиссер Махеш Нараян участвует в конкурсе с фильмом «Декларация» – социально-бытовой разговорной драмой про женщину, работающую на производстве резиновых перчаток, и неожиданно всплывшее компрометирующее видео, которое может разрушить ее жизнь. Нечто любопытное обещает «Пиаффе» – полнометражный игровой дебют художницы и автора нескольких экспериментальных короткометражек Энн Орен. Там у девушки, создающей звуковые эффекты для рекламного видео с лошадкой, у самой начинает расти хвост. Как это свойственно современным художникам, Орен вроде бы исследует феномены телесности и инаковости, но, судя по имеющимся вводным данным, делает это с игривой иронией, что, несомненно, хорошо.
Десять лет назад поэтичная зарисовка Алессандро Комодана «Лето Джакомо» была отмечена в Локарно (а еще получила «Кентавра» на питерском «Послании к человеку»). В этом году Комодан представит на фестивале ироничный пасторальный детектив «Джиджи Закон» – про итальянского Аниськина, который в сонной деревушке расследует серию таинственных самоубийств. Конечно, невозможно заранее сказать, каким в итоге получилось кино, но трейлер смешной.
Кадр из фильма «Пиаффе» Энн Орен
Еще вызывают интерес «Сказки о пурпурном доме» иранца Аббаса Фахделя – полудокументальный взгляд режиссера на Ливан. «Мне снятся электрические сны» Валентины Морель – семейная драма про девушку-подростка и развод родителей. «Человеческие цветы плоти» Хелены Уиттманн – медитативная французско-немецкая картина про морское путешествие и Иностранный легион. И «Проповедь рыбе» – притча молодого азербайджанского режиссера Хилала Байдарова, чья картина «От смерти до смерти» два года назад участвовала в Венецианском кинофестивале и номинировалась на «Золотого льва».
Помимо конкурсной программы, в Локарно будут чествовать актера Мэтта Диллона – ему вручат приз за достижения в кино и покажут «Аптечного ковбоя» и «Город призраков». Хорошие фильмы, но мы их уже сто раз видели.
Кадр из фильма «Время любить и время умирать» (1957) Дугласа Сирка
А вот что прям очень интересно: на фестивале будет совершенно роскошная ретроспектива Дугласа Сирка – в программе 43 фильма, то есть почти весь Сирк. Покажут не только хиты вроде «Слов, написанных на ветру» и «Все, что дозволено небесами», но и менее знаменитые фильмы режиссера, многие из которых не издавались на цифровых носителях и ни в каком виде не доступны в сети. Для полноты контекста продемонстрируют и картины, вдохновленные Сирком: «Страх съедает душу» Фассбиндера и стилизованный под поэтику мелодрам Сирка 50-х «Вдали от рая» Тодда Хейнса (впрочем, эти фильмы, конечно, не редкость). Еще в программе три документалки о Сирке, среди которых особенный интерес вызывает «Портрет Дугласа Сирка», снятый в 1983 году Даниэлем Шмидом – известным швейцарским режиссером, писателем и соратником Фассбиндера.