Недоразумения и жемчужины: итоги 71-го Берлинале

5 марта жюри 71-го Берлинского кинофестиваля объявило о результатах. Лауреатом главного приза стала трагикомедия «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно». Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев, отсмотревший два с половиной десятка фильмов фестиваля, рассказывает о лучших картинах смотра. 

Кадр из фильма «Баллада о белой корове» © Amin Jafari

Конкурс в этом году ожидаемо был не слишком выразительный. Удивляться нечему: собирали, что называется, по сусекам, да и то, что нашлось. Совсем слабые ленты Берлинале, конечно же, представлять не стал, поэтому почти все они, так или иначе, достаточно интересны. Хотя были в конкурсе и недоразумения. Например, очень формалистская военная картина «Естественный свет» и экспериментальная драма «Лес – Я вижу тебя везде», распадающаяся на фрагменты и по структуре, и по сути; обе картины, кстати, венгерские. Некоторых оставила в недоумении награда за лучшую роль – её получила Марен Эггерт за фильм «Я твой мужчина», сыгравшая женщину, закрутившую роман с андроидом. Хорошая роль, но едва ли сама актриса назвала бы её лучшей. По-хорошему, приз должен был достаться Мириам Моквадам за драму «Баллада о белой корове». Но, видимо, члены жюри, среди которых был Мохаммад Расулоф, обладатель прошлогоднего «Золотого медведя» за фильм «Зла не существует», решили, что иранское кино и так достаточно часто чествуют в Берлине, а других достойных конкуренток у Моквадам, кроме Эггерт, попросту не было.

Про «Вступление» Хон Сан-су мы уже писали, про победителя фестиваля «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно» Раду Жуде вы и так сейчас услышите ещё много раз, про утончённый гибрид костюмной комедии, хоррора и политической сатиры «Кровопийцы» мы скоро расскажем отдельно. Самое время выбрать для рассказа менее очевидные жемчужины фестиваля. Например, утончённую разговорную то ли драму, то ли комедию, то ли просто отличное кино без тяготения к какому-либо жанру – «Колёса фортуны и фантазии» Рюсукэ Хамагути, который наконец был замечен широкой фестивальной публикой в 2018 году, когда спустя почти 15 лет с момента начала карьеры представил в Каннах свой фильм «Асако 1 и 2». Его новая картина – практически лишённая нарратива лента, вызывающая в памяти фильмографию Джима Джармуша, всё того же Хон Сан-су и Хирокадзу Корээды. Несколько людей встретились, поболтали, выяснили отношения, занялись сексом, попили чай. Три истории – без изысков, но с мастерски написанными диалогами и каким-то невероятным уровнем правды на экране.

Кадр из фильма «Колёса фортуны и фантазии» © 2021 Neopa/Fictive

Ещё один фильм, уже не из конкурса – «Второй пилот» Анны Зоры Берашед, известной по неординарным семейным драмам «24 недели» и «Две матери», ставящим ребром некоторые привычные нам вопросы. В своём третьем полнометражном фильме она рассказывает историю студентки немецкого мединститута из мусульманской семьи, вступившей в отношения с молодым парнем-арабом, которого не принимают её родные. Пойдя против всех, она всё равно остаётся с ним и беременеет, а ее теперь уже муж однажды исчезает, отправившись воевать на Ближний Восток. Время действия – конец 1990-х, война с Саддамом Хусейном в разгаре, 11 сентября впереди. Но всё это отходит на второй план на фоне семейной трагедии молодой женщины, оставшейся с ребёнком на руках, без надежд и будущего. Позже муж вернётся, и их жизнь будто снова начнёт налаживаться, но финал фильма размазывает зрителя по креслу, как контрольный выстрел из дробовика в голову, превращая его из семейной драмы в трагедию о тьме внутри человеческого существа. Сыгравшая в фильме немецкая актриса арабского происхождения Джанан Кир – одна из главных новых актрис европейского кино с потенциалом большой звезды в будущем.

Также необходимо хотя бы вкратце рассказать про три жанровых картины из внеконкурсной программы. Первая – чёрно-белый гонконгский триллер «Лимб» про двух полицейских, пытающихся выйти на след маньяка, убивающего молодых девушек. Невероятно эффектное, будто отсылающее к классике голливудского нуара, и одновременно с этим смрадно-мрачное кино о самых жутких тайнах и тёмных сторонах больших мегаполисов. Вторая – вольный байопик «Ted K» о Теодоре Качинском, также известном как Унабомбер, рассылавшем своим недругам по почте самодельные взрывные устройства. Это и исследование возникновения зла в душе человека, и высказывание о губительном влиянии бездумного прогресса (Качинский «взрывал» начальников компании, вторгшейся на «его» территорию с целью вырубки леса). В главной роли – совершенно неузнаваемый Шарлто Копли, который сыграл самую неоднозначную и лучшую роль в своей карьере. Наконец, третий фильм – постмодернистский хоррор «Цензор», который ранее был показан на «Сандэнсе», о девушке, устроившейся редактором в кинокомпанию, чтобы резать наиболее спорные и жестокие сцены в фильмах ужасов. Картина-обманка: неустанный контроль уровня насилия приводит к неутешительным последствиям.

Кадр из фильма «Лимб» © 2021 Sun Entertainment Culture Limited

Ожидаемо самый тихий как по части надежд, так и самих фильмов, 71-й Берлинский кинофестиваль завершился, когда некоторые журналисты ещё досматривали последние фильмы из программы. Ощущения от онлайн-формата неоднозначные, но во многом положительные. Возможность смотреть больше фильмов, не просиживая в очередях за билетами по несколько часов, а значит, задеть краем глаза и внеконкурсные программы, в которых часто происходит самое интересное, дорогого стоит. Можно уже сейчас сказать, что для тех журналистов, кому не по карману не самые дешёвые поездки на фестивали, подобный вариант может стать настоящим спасением. Так что программным директорам стоит задуматься о возможности предоставления такой опции наравне с классическим кинотеатральным опытом. Как временная мера онлайн-режим смотрится не самой плохой вариацией. А там и лето настанет, и ковид успокоится – чем чёрт не шутит, может, увидимся в «Берлинале-Палас»!

Другие Новости