Отечественное кино переживает новый виток популярности: наши проекты всё чаще выходят на международный рынок, крупнейшие игроки закупают российский контент, а новый Каннский кинофестиваль и вовсе включил сразу два российских фильма в свою программу. Такой успех естественным образом стимулирует приток новых сил в режиссуру. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает о десяти молодых (до 35 лет) российских режиссёрах, за которыми мы в ближайшее время будем пристально следить.
Евгений Сангаджиев
© Фото из личного архива
До того, как громко заявить о себе в режиссуре, Евгений успел прославиться как актёр с многолетним стажем – из недавнего, например, в комедии «Хэппи-энд» Евгения Шелякина. Как постановщик он отметился проектом с аналогичным названием, только на английском. Сериал «Happy End» про индустрию вебкам-порно не только стал одним из хитов российских стримингов, но и раскрыл Евгения как талантливого и мастеровитого режиссёра, способного делать жанровое кино.
Филипп Юрьев
© Wikimedia Commons
Его «Kitoboy» оказался одним из самых неожиданных открытий года – интересно, что его сюжет перекликается с «Happy End»: тоже про вебкам, только в антураже Чукотки и с Кристиной Асмус по ту сторону океана. Также Филипп отметился экстравагантной короткометражкой «Сказка о глухом и волшебной музыке» с рэпером Хаски в роли загадочного шарманщика. Фильм снимался при естественных источниках света – одним из немногих, кто решился на «кино при свечах», был сам сэр Стэнли Кубрик.
Пётр Тодоровский
© Фото из личного архива
Ещё один яркий режиссёр (кстати, сын Валерия Тодоровского и, соответственно, внук своего тёзки Петра), в этом году выстреливший с неординарным сериалом. Его «Полёт» получил главный приз фестиваля Serial Killer в Брно (своего рода «сериальном Берлинале») и стал одним из самых необычных и обсуждаемых шоу года. Дебютантом его, правда, не назовёшь – ранее у Тодоровского выходил ромком «Лавстори», который оказался в производственном аду. Надеемся, такая же судьба не постигнет новые фильмы.
Кира Коваленко
© Фото предоставлено командой режиссера
Выпускница мастерской Александра Сокурова в Нальчике (из которой вышел, например, Кантемир Балагов), пять лет назад дебютировавшая в режиссуре драмой «Софичка». Её второй фильм «Разжимая кулаки» – про трёх молодых людей, мечтающих уехать из осетинского городка от деспотичного отца – попал в «Особый взгляд» грядущего Каннского кинофестиваля. В своё время там же оказался Балагов с «Теснотой» – хочется верить, что Киру ждёт не менее успешная режиссёрская судьба.
Егор Абраменко
© Фото предоставлено командой режиссера
Не каждый день режиссёр «Планеты обезьян» и нового «Бэтмена» берётся продюсировать американский ремейк твоего дебютного фильма. Можно сказать, что Егору Абраменко повезло: его первая картина «Спутник» удостоилась такой чести. Впрочем, «повезло» – не совсем верное слово: фантастический триллер про пришельца на советской базе сделан так, простите за крамольное слово, качественно, что заслуживает большого внимания. А его создатель – отличной карьеры в жанровом кино.
Ника Горбушина
© Фото из личного архива
Находка из короткометражной программы прошлого «Кинотавра» – душевный короткометр «Варя» про девушку, решившую стать пожарной. Её роль исполнила другая Варя – Шмыкова, звезда сериала «Чики» и одна из самых ярких и интересных новых актрис. Сняла фильм Ника Горбушина – похожая на свою героиню не только внешне, но и, наверняка, духовно (и душевно). Сейчас она снимает новый короткометр «Бабуля», и в ней чувствуются задатки сильного режиссёра, способного говорить о простом интересно.
Кристина Манжула
© Фото из личного архива
Ещё одна интересная девушка с неординарным короткометром, но совсем другого толка. Идея фильма «Я люблю Еву», отмеченного дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков, родилась из документального этюда, который она снимала по заданию во время учёбы в МШК. Материал постепенно трансформировался в редкой красоты и мрачного обаяния мистический триллер про девочку, которая заводит дружбу с жутким существом, живущим в тоннеле затопленной гидростанции.
Георгий Лялин
© Фото предоставлено командой режиссера
Фильм Георгия «Распутье» получил на кинофестивале «Окно в Европу» приз Гильдии киноведов и кинокритиков за лучший режиссёрский дебют – и это действительно выдающееся кино, напоминающее поздние работы Балабанова. Всё близко: молодой человек уезжает во всеми забытый город на границе с зоной военного конфликта, чтобы похоронить отца, и ввязывается там в криминальную историю. Инсайдеры говорят, что фильм уже куплен для проката.
Павел Ганин
© Фото из личного архива
Дебютный полный метр Павла «Триггер» также был удостоен приза на «Окне в Европу» с формулировкой «За искусство эксперимента». Это действительно необычное, искусно сделанное и весьма неординарное кино о девушке, увлекающейся АСМР-техниками. Фильм Ганина – кино, удивительным образом сочетающее звуковую и визуальную драматургию. Одни фильмы можно смотреть, закрыв глаза, другие – уши; «Триггер» воздействует на зрителя через оба «канала». Очень интересно посмотреть, на какие ещё эксперименты способен режиссёр.
Юлия Серьгина
© Фото предоставлено командой режиссера
Юлия – талантливейшая документалистка, чей фильм «Терапия» о трудных подростках-беспризорниках объехал ряд зарубежных фестивалей. Её новая полнометражная картина «Амурская Голгофа» про таксиста, заведшего оппозиционный блог, показывалась в основном док-конкурсе последнего ММКФ и получила приз Гильдии неигрового кино. Ещё один приз, главный, фильм недавно взял на фестивале в Кракове. Так что художественное кино – это здорово, но хороших авторов-документалистов нам сильно не хватает.
Элла Манжеева
© Фото предоставлено командой режиссера
Элла немного не укладывается в условные рамки выборки для текста (ей 40 лет), но не сказать о ней будет просто неправильно. Её фильм «Белой дороги!» также попал в программу Канн в секцию молодых мастеров Cinefondation. На днях Variety составил список из 12-ти российских кинематографистов, на которых стоит обратить внимание Западу. Манжеева оказалась в их числе наравне с двумя другими вышеперечисленными участниками списка – Филиппом Юрьевым и Евгением Сангаджиевым (а также сценаристкой Любовью Мульменко, написавшей сценарий к «Разжимая кулаки» Киры Коваленко). Нам есть чем (и кем) гордиться!