«Тар» — соблазнительная власть успеха

В сети появился один из главных фаворитов премии «Оскар»: «Тар» (18+) — музыкальная драма с Кейт Бланшетт в главной роли. Режиссёр Тодд Филд, вернувшийся после 16-летней паузы в карьере, снял фильм по собственному сценарию, в котором попытался раскрыть оборотную сторону славы через жизнь вымышленного дирижёра Лидии Тар. Однако, как считает кинокритик Григорий Долич, при всех плюсах проекта, чрезмерное стремление Филда создать на экране ощущение биографической картины сделало его неоправданно громоздким и пустоватым.

Лидия Тар — персонаж вымышленный, но если не знать этого перед просмотром, то будет полное впечатление, что постановщик описывает жизнь реального человека. История начинается с долгого 10-минутного интервью, в котором Тар рассказывает о своих взглядах на музыку, признаётся в любви знаменитым дирижёрам и композиторам. Затем мы видим 10-минутную сцену, снятую одним кадром, в которой дирижёр ведёт диалог со своими студентами. И далее весь фильм проходит под лозунгом «показать всё». Филд регистрирует даже самые незначительные эпизоды из быта героини, для него это фиксация условной реальности, и с точки зрения достоверности такой подход полностью себя оправдывает.

Марк Стронг в фильме «Тар»

Для Кейт Бланшетт «Тар» является очередным успешным бенефисом, позволившим ей раскрыться на сто процентов, — здесь она не только упражняется в драматическом искусстве, но и говорит на немецком, играет на фортепиано и по-настоящему дирижирует живым оркестром. Для сценариста и режиссёра — попытка проследить за духовными изменениями человека, обретшего мировую известность. Для оператора и художника — возможность показать реальность в холодных тонах, застой в жизни артистки, чей успех и всемирная слава не способны дать ей покой. Движение камеры минимально — планы очень долгие, а в остальное время она либо прыгает от точки к точке, либо следует за Тар, когда та торопится убежать от проблем.

А проблемы героини всё те же, что у нас — осмысление всюду навязываемых европейских ценностей, желание выстроить убежище, чтобы можно было спрятаться от безумия этого мира, и, наконец, поиск лекарства от одиночества. Загнанная в бетонную клетку своей квартиры, Тар находит спасение только в эскапизме, даруемом музыкой, а также в тёплых чувствах к приёмной дочери, искренне восхищающейся ей. И поначалу кажется, что персонаж именно такой — тянущаяся к вечному скромная женщина, посвятившая себя музыке без остатка и не способная на злые чувства. Однако чем ближе мы её узнаём, тем больше понимаем, что за маской всеми любимой и бесконечно восхваляемой артистки скрывается самая обычная эгоистка, готовая ради личных целей пренебречь всем и всеми. И к моменту, когда героиню затягивает в водоворот событий, которые должны низвергнуть её с пьедестала, обнажаются серьёзные проблемы избранного режиссёром документального подхода.

Кейт Бланшетт в фильме «Тар»

Хронометраж картины почти в 2 часа и 40 минут абсолютно привычен, если мы говорим о биографических фильмах. Но, как правило, такая длительность означает определённую насыщенность повествования, даже не столько действием, сколько яркими персонажами. Здесь же Тодд Филд принципиально отвергает возможность создания интересных героев и полностью фокусируется на исследовании чувств Лидии Тар. Остальные люди, окружающие её, служат лишь функциями, призванными вызвать у дирижёра ту или иную реакцию. И вкупе с очень размеренным и сухим стилем подачи материала это становится для зрителя серьёзным испытанием, которое не может сгладить прекрасная игра Кейт Бланшетт.

Нарочито растянутое путешествие по внутреннему миру героини не вызывает достаточного интереса, чтобы закрыть глаза на неоправданно долгий рассказ, практически не имеющий содержания. Фильм, снятый Тоддом Филдом, является, по сути, псевдодокументальным экспериментом, выходящим за пределы кинозала. В картине обсуждается автобиография дирижёра, только что вышедшая в печать, а также её музыкальные работы — и зритель даже может найти в интернете «официальный» сайт Лидии Тар с фотографиями Кейт Бланшетт, на котором якобы можно всё это приобрести.

Кейт Бланшетт в фильме «Тар»

«Тар» номинирован на 6 премий «Оскар» — лучший фильм, режиссёр, сценарий, женская роль, работа оператора и монтаж. По последним трём категориям не возникает сомнений в том, что он однозначно заслуживает получить в них заветные статуэтки. Впрочем, говоря о проекте вне контекста «Оскара» и связанных с ним завышенных ожиданий, можно признать, что Тодд Филд снял кино, в котором есть как плюсы, так и очевидные минусы, а эксперимент всё-таки не удался.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты