Вьетнам, Алжир, яблоки: 6 лучших фильмов 43-го ММКФ

С 22 по 29 апреля прошёл 43-й Московский международный кинофестиваль. В жюри основного конкурса вошли режиссёры Карим Айнуз и Нигина Сайфуллаева, а также актёр Милош Бикович и композитор Юрий Потеенко. Председателем жюри стал филиппинский постановщик Брайанте Мендоса, который не смог приехать в Россию из-за того, что заболел коронавирусом. Главный приз фестиваля получила румынская картина «#засранка» Андрея Хуцуляка. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает о других шести самых ярких картинах фестиваля.

ПОСЛЕДНЯЯ «МИЛАЯ БОЛГАРИЯ»

Россия; реж. Алексей Федорченко

© Кадр из фильма «Последняя „Милая Болгария“»

1943 год, Алма-Ата. Юный селекционер Леонид Ец живёт в доме, где раньше останавливался его любимый писатель Семён Курочкин, сгинувший самым таинственным образом. Герой пытается выяснить тайну исчезновения Курочкина и возродить сорт целебных яблок, выведенных его отцом.

Новый фильм Алексея Федорченко («Ангелы революции») — вольная экранизация произведения «Перед восходом солнца» Михаила Зощенко, за которое классика литературы подвергли травле в 1943 году. Ключевые хэштеги: ирония, репрессии, человек против государства, любовь против смерти, Параджанов.

СИНИЙ ЦВЕТОК

Сербия, Хорватия; реж. Зринко Огреста

© Кадр из фильма «Синий цветок»

Марьяна — обычная секретарша за сорок с дочкой-подростком и ипотекой, к которой приезжает мать из деревни на лечение. Три поколения разных женщин сходятся в одном пространстве, чтобы разобраться в вопросах прошлого, настоящего и будущего их семейства, хотя времени на разговоры у них почти не осталось.

Фильм, который несправедливо обделили наградами, едва ли не лучший во всём конкурсе ММКФ — трогательная, местами смешная, местами грустная семейная драма о женской нелюбви и дружбе с неожиданной развязкой. Кино, которое говорит о всем известных проблемах вселенского значения лаконичным и увлекательным языком трагикомедии.

ПАРКЕТ

Румыния, Польша, Великобритания, Россия; реж. Александр Миндадзе

© Кадр из фильма «Паркет»

Пожилой, но всё ещё полный желания жить тангеро Какаду приходит на 25-летие любимого клуба. Там он встречает двух партнёрш, бывших любовниц и соперниц по совместительству — вместе они заходятся в страстном затяжном танце на троих, будто бы в последний раз (для кого-то точно).

Новая картина неординарного драматурга и режиссёра Александра Миндадзе снята в копродукции с зарубежными коллегами: оператор — Олег Муту, работавший с Кристианом Мунджиу, в роли одной из танцовщиц — Агата Кулеша, звезда фильмов Павла Павликовского. Сам фильм хочется охарактеризовать словами из песни Billy’s Band: «немного смерти, немного любви». Не упустите в прокате с 13 мая.

ВКУС

Тайвань, Вьетнам, Германия, Тайланд, Франция, Сингапур; реж. Ле Бао

© Кадр из фильма «Вкус»

Нигерийца увольняют из футбольной команды. Вместе с четырьмя сайгонскими женщинами он организует что-то вроде коммуны: вместе готовят, едят, моются и занимаются сексом. Но внешняя идиллия рукотворного рая оказывается непрочной.

Сенсация Берлинского кинофестиваля, которую зрители ММКФ впервые смогли увидеть на большом экране. Визуально совершенная картина, полная загадок, трактовок и аллюзий, снятая режиссёром-любителем Ле Бао с непрофессиональными актёрами. Если есть магия кино, то это мощнейшее её заклинание.

ТЕО И МЕТАМОРФОЗЫ

Франция; реж. Дамьен Одуль

© Кадр из фильма «Тео и метаморфозы»

Молодой парень-даун Тео (его играет актёр-непрофессионал Тео Кермель с синдромом Дауна) живёт со своим отцом в лесу и пытается постичь искусство быть самураем. Когда однажды отец уезжает в город, юный поклонник бусидо решает начать жизнь заново — а когда родственник возвращается, то убивает его.

Напоминающая экспериментальные опыты Филипа Грёнинга (особенно «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»), «Тео и метаморфозы» — удивительная картина, наполненная аллюзиями на Библию, античными легендами, фрейдистскими мифами и гегелевской философией. Местами шокирующее, местами очень смешное, и точно — талантливое.

МЕДОВАЯ СИГАРА

Франция, Алжир, Бельгия; реж. Камир Айнуз

© Кадр из фильма «Медовая сигара»

Сельма — парижанка с алжирскими корнями на пороге совершеннолетия, живущая с богатыми родителями. Она поступает в бизнес-школу и заводит роман со старшекурсником — это не нравится маме и папе, но бунт пробудившейся плоти не остановить. А в родном Алжире в это время начинается гражданская война 1990-х между правительством и исламистами.

Одно из лучших фем-высказываний этого года за авторством Камир Айнуз, сводной сестры одного из членов жюри Карима Айнуза. Не стоит думать, что фильм взяли «по блату»: это яркая картина о расцвете женской сексуальности в теле молодой девушки, чей протест против архаичных порядков и шовинизма лишь начинается.

Другие Новости