Цифровая секция blazar-2023: продажи VR-картин, 3D-графики и гейм-арта

Официальный спутник Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow ярмарка молодого современного искусства blazar открыла двери коллекционерам в Москве уже в четвёртый раз. В программу организаторы включили секцию цифрового искусства. В художественных смыслах проданных работ специально для DELARTE Magazine разбиралась технологический обозреватель Ольга Проходцева.

Четвёртый выпуск ярмарки молодого современного искусства blazar состоялся при поддержке технологических компаний, сотрудничество с которыми позволило открыть, по словам соосновательницы ярмарки Александры Лекомцевой, очень дорогую секцию цифрового искусства и полноценно показать работы 20 медиахудожников. Благодаря демонстрационному оборудованию посетители смогли увидеть произведения авторов в техниках видео-арта, гейм-арта, машинного зрения и нейросетевого изображения.

Цифру показали не впервые, но в этот раз более масштабно. Арт-директор и соосновательница ярмарки Анна Наумова отвечала за организацию секции и так прокомментировала интерес и цели экспонирования этого вида искусства: «Коллекционеры работ в классическом плоскостном виде и коллекционеры, которые следят за диджитал-художниками, это разные люди. Нам важно, чтобы мы были интересны для всех и рады экспериментировать с авторами, открывать новые имена. Мы хотели бы развиваться в направлении спецпроектов и найти постоянного партнёра, возможно, куратора, который придумает сайт-специфичные проекты, в том числе в VR-среде».

Кураторский отбор помогли провести специалисты Generative Gallery. Проект мультимедийной студии Radugadesign с 2018 года работает с художниками технологического искусства и предлагает коллекционерам и зрителям выставок понятные форматы презентации произведений. Работы можно было приобрести в формате фиджитал-рамок, отчасти это способствовало успешным продажам.

О первой продаже сокураторы объявили в своём телеграм-канале в день превью: 3D-работа Вари Щуки «Я нашёл тебя» обрела своего коллекционера. Размышления о том, как сложно найти компаньона для путешествия и убедить его продолжить путь вместе, художница оформила в технике 3D-графики. Образ объятия коалы c лошадью с розовой шевелящейся гривой — интерпретация воспоминаний об одном из путешествий автора.

«Ткань города», 2023. Надежда Бей. Фото предоставлено художницей

VR-картина «Ткань города» Надежды Бей, лауреата премии ASTA в номинации VR/AR и номинанта премии им. С. Курёхина 2022 года («Лучший медиаобъект» и «Гран-при»), продана в первые дни смотра. Работа экспонировалась на экране, но рассмотреть сотканное художницей полотно города, состоящее из разрозненных ярких элементов, естественнее было в VR-очках. Ориентир в хаотичном пространстве автор предлагала найти в выстраивании крепких социальных связей.

Model.detect(peopleonvideostream[i], 2023. Monolesan © Фото: Ольга Проходцева

Работа автора Monolesan cо сложным названием Model.detect(peopleonvideostream[i]) выполнена в смешанной технике нейросетевого изображения, программного кода и машинного зрения и поднимает тему безопасности цифровых данных людей в современном мире. При помощи технологических приложений художница создала модель видео с уличной камеры слежения и интерпретацию распознавания личности каждого прохожего, определяя их выводом метаданных обнаруженных объектов. Размышления об информационном следе человека теперь находятся в частной коллекции.

Видеоигра «Тихотворение», 2023. Диана Артемьева © Фото: официальный сайт ярмарки blazar

Видеоигра «Тихотворение» Дианы Артемьевой, созданная в среде разработки компьютерных игр Unity, представляет собой интерактивное пространство повседневной переписки двух людей, прогулка по которому открывает будничные образы с авторским поэтическим нарративом. Работы автора уже показывали в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Telling stories. Большие данные» (2023) и на международном фестивале Ars Electronica в павильоне HSE garden (2021).

К сожалению, работы не всех талантливых художников были успешны. Среди них — видео-арт Swan lake (на момент написания этой статьи экспонат не продан), созданный художницей Ejaneress, который представляет собой монтаж нейросетевых изображений на тему внешности и грации. На демонстрационном экране сменялись, казалось бы, живые женские образы в балетных постановках, но при более внимательном рассмотрении становилось понятно, что кадры танцевальных спектаклей метафоричны и сгенерированы искусственным интеллектом.

Многие работы остались у авторов, но это не лишает их привлекательности для коллекционеров в будущем — сделки совершаются и по окончании ярмарок. Диапазон цен проданных произведений от 90 тыс. до 250 тыс. рублей говорит о том, что многие покупатели молодого искусства понимают и подтверждают его ценность. И логично можно сделать вывод, что направление технологического искусства в России будет развиваться.

Ярмарка молодого современного искусства blazar состоялась при поддержке генерального партнёра «Яндекс.Маркет», стратегического партнёра АКИ, партнёров MR Group, «Алиса» и умных устройств «Яндекса», нейросети YandexGPT, ресейл-платформы THE CULTT.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты