20 мая в Венеции официально стартует 18-я архитектурная биеннале. Главная тема смотра, курируемого архитектором, учёной и писательницей шотландско-ганского происхождения Лесли Локко, – «Лаборатория будущего». В основном выставочном проекте биеннале примут участие 89 коллективов и индивидуальных практиков, свои исследования на тему также представят 63 страны-участницы. DEL’ARTE Magazine представляет гид по самым интересным национальным павильонам.
Основательница и директор основанного в 2020 году Института будущего Ганы Лесли Локко предлагает по-новому взглянуть на историю, традиции и самобытность и использовать полученную информацию для решения общественных, гуманитарных и технологических проблем. В качестве отправной точки приводится Африканский континент, где в условиях социальных, демографических и экономических проблем необходимо обсуждать высокие темпы урбанизации.
Австралия привезёт на смотр мультисенсорную инсталляцию Unsettling Queenstown. Через призму места проект исследует вопрос отношений между людьми и окружающей средой в соответствии с логикой колониализма и добычи ресурсов. Объектами изучения кураторской группы стали реальные и вымышленные Квинстауны: населёные пункты с такими названиями можно найти на всей территории бывшей Британской империи – в Австралии, Новой Зеландии, Азии, Африке и Америке. Посетители павильона увидят модель отеля Empire: здание в колониальном стиле находится в Квинстауне, расположенном в штате Южная Австралия. Для создания макета использовались проволока и трубы из меди, добытой в другом Квинстауне, тасманийском. Инсталляцию дополняют звуки, голоса и визуальные эффекты.
Сингапур в своём павильоне активизирует дискуссию о том, как количественно оценить нематериальные аспекты городского дизайна с целью создания более комфортных для жизни мегаполисов. По задумке авторов, проект под названием When Is Enough, Enough? должен дать новое определение понятию «инновации в дизайне». Центральная часть павильона отведена под «машину измерения ценностей» – это несколько аналоговых регистраторов, в режиме реального времени фиксирующих данные на длинных рулонах ткани. При входе посетителям выдаются карточки с шестью вопросами. Ответы на них, считанные машиной, помогут определить наиболее значимые параметры привлекательности больших городов настоящего и будущего.
Королевство Бахрейн представит выставку Sweating Assets, посвящённую инфраструктуре охлаждения. Архитекторы Латифа Алхаят и Марьям Алджомайри исследовали взаимосвязь характерных для Бахрейна экстремальных жары и влажности с запросами его жителей на комфорт. Экспозиция представляет собой микросреду, которая имитирует условия и опыт жизни на острове. Авторов интересовала возможность повторного использования конденсата, который в больших количества образуется в процессе интенсивного кондиционирования воздуха. В павильоне также представлены документы, подтверждающие качественный и количественный анализ использования побочного продукта антропогенной деятельности для нужд сельскохозяйственных угодий и заболоченных территорий.
Люксембург посвятил национальный павильон теме природных ресурсов Земли и влиянию освоения космоса на понимание их исчерпаемости. Кураторы Франсель Кане и Мария Марич превратят пространство павильона в подобие лаборатории, в которой рассматривается гипотетическое заселение Луны и добыча редких металлов и минералов на астероидах. Проект Down To Earth ставит под сомнение возможное положительное влияние новой космической гонки на условия проживания на Земле. Инсталляция дополнена фильмом авторства художника Армина Линке, в работе над проектом также участвовал фотограф Ронни Кампана.
Узбекистан, участвующий в Венецианской архитектурной биеннале второй раз, представит проект Unbuild Together, вдохновлённый руинами столицы Древнего Хорезма – городищем Топрак-кала, а также традиционными для региона керамическим и кирпичным производством. В его подготовке участвовали кураторы из французской архитектурной студии Studio KO, мастер голубой бухарской керамики Абдулвахид Каримов и студенты Университета Аджу в Ташкенте. Все вместе они занимались поиском необходимых инструментов для построения мира завтрашнего дня.
Ватикан приурочил своё участие в биеннале к десятилетию понтификата папы Римского Франциска. Собственного павильона у города-государства нет, поэтому экспозиция Social Friendship: meeting in the garden развернётся на территории бенедиктинского монастыря Святого Георгия на острове Сан-Джорджо-Маджоре. На презентации проекта было объявлено, что проект следует рассматривать как программную декларацию того, что католическая церковь намерена развивать диалог и взаимопонимание с представителями различных направлений современного искусства. Экспозиция является физическим воплощением энциклик (специальных посланий епископам и пастве) папы Римского Франциска о братстве и социальной дружбе (Fratelli tutti) и экологии (Laudato si). Под кураторством архитектора Роберто Кремасколи над ней работали португальский архитектор Алвару Сиза и Studio Albori. По придуманному итальянским коллективом маршруту по саду при монастыре посетителей проведёт инсталляция авторства лауреата Притцкеровской премии 1992 года.
Павильон Великобритании посвящён тому, как обычаи и традиции формируют общественную среду. Большая команда кураторов исследовала, как представители южноазиатских, африканских и карибских диаспор проектируют, организуют и занимают пространство. В центре проекта Dancing Before the Moon находится одноимённый фильм. Также в экспозицию вошли работы художников и дизайнеров Джейдена Али, Сандры Полсон, Мака Коллинза, Шаванды Корбетт, Мадхава Кидао и Юссефа Агбо-Олы.
Выставка Terra в национальном павильоне Бразилии представляет размышления о земле как почве, удобрении, поверхности и территории, а также о Земле как о планете и общем доме для всего живого и неживого. К работе над проектом кураторская группа привлекла представителей народов мбиа-гуарани, тукано, аравак, маку, жителей афробразильских общин киломбола и многих других. Аудиовизуальная инсталляция режиссёра Джулианы Висенте, видео Айрсона Гераклито, этноисторические карты, подборка архивных фотографий и другие экспонаты продемонстрируют полезность методов землепользования и производства коренного населения Бразилии для сообществ в настоящем и будущем.
Работа 18-й международной архитектурной биеннале в Венеции продлится до 26 ноября.
На церемонии открытия биеннале Золотых львов получили национальный павильон Бразилии и работа студии DAAR, участвующая в основном выставочном проекте. «Серебряного льва», которого традиционно вручают наиболее перспективному молодому участнику выставки, получил дизайнер Олалекан Джейфус.
Почётного «Золотого льва» за жизненные достижения вручили нигерийскому архитектору, художнику и дизайнеру Демасу Нвоко.