В субботу, 4 декабря, в Москве открылся Дом культуры «ГЭС-2». Новое выставочное пространство находится на территории бывшей электростанции в здании, построенном в начале ХХ века. Реставрация и реквалификация бывших индустриальных зон, часто заброшенных, и создание на их территории культурных и выставочных кластеров – один из трендов современной урбанистики. Искусствовед Валерия Саймова уверена, что именно в таких пространствах часто рождаются самые востребованные публикой музеи современного и не только искусства.
Дом культуры ГЭС-2
Источник фото: пресс-служба «ГЭС-2»
«Когда размышляешь о том, какое здание могло бы стать идеальным пространством для современной культуры, сразу же приходит на ум электростанция!» – с этих слов начинается описание проекта Дома культуры «ГЭС-2» на сайте архитектурного бюро RPBW. Итальянское бюро было основано знаменитым лауреатом Притцкеровской премии Ренцо Пьяно, и именно он работал над новым обликом «ГЭС-2».
В основе проекта лежат две взаимосвязанные концепции. Во-первых, создание выставочной зоны, в «путешествии» по которой зрители будут руководствоваться собственной интуицией. Во-вторых, разработка территории как «циркулирующей сети», здания как пространственной скульптуры, состоящей из лестниц, лифтов, коридоров, навесов и платформ, соединяющих друг с другом все выставочные залы и активности.
Источник фото: пресс-служба «ГЭС-2»
Архитекторам удалось воплотить эти концепции благодаря разделению всего кластера (общая площадь около 20000 кв.м.) на четыре переходящие друг в друга зоны:
- «Общественная» зона – это пространство со свободным доступом, открытое вовне, захватывающее часть уличной жизни. В центре – крытая площадь, через которую можно попасть в фонд V-A-C. С северной стороны расположились библиотека и медиа-хаб, а с южной – место для инсталляций и ресторан.
- «Гостевая» зона следует сразу за крытой площадью, здесь находятся билетные кассы, информационный офис и магазин, на втором этаже – открытая площадка с местом для отдыха и видом на «лес».
- «Выставочная» зона – это комбинация пространств разного размера и высоты, чтобы здесь могли расположиться самые разные произведения и экспозиции современного искусства.
- «Образовательную» зону занимает Школа искусства для молодых кураторов, критиков и историков и пространство Lifelong Learning, где будут проходить мастер-классы и образовательные программы для широкой публики.
В новом архитектурном проекте 4 кирпичных трубы были заменены на стальные и превратились из дымоходов, когда-то загрязнявших окружающую среду, в экологичные устройства, которые улавливают чистый воздух на высоте 70 метров, активируя естественную вентиляцию и снижая потребление энергии. Природный компонент важен для этого проекта: внутри музея посадили березовую рощу.
Галерея Tate Modern
Источник фото: archdaily.com
ГЭС-2 – один из самых крупных проектов реквалификации индустриального пространства в Европе, но не первый. В 2000 году в Лондоне открылась галерея Tate Modern. Созданием музея современного искусства на территории электростанции в британской столице занималось швейцарское бюро Herzog & de Meuron. Архитекторы оценили потенциал здания электростанции, спроектированного Джайлсом Гилбертом Скоттом в конце 1940-х годов, и стремились максимально сохранить его первозданный облик, идеально подходящий под их видение музейного пространства. Одним из существенных нововведений является световой прожектор на крыше здания, горизонталь которого противопоставлена вертикальному дымоходу. Важно отметить, что он, в свою очередь, представляет собой контрапункт купола собора Святого Павла.
Минимализм этого луча и полупрозрачное стекло на крыше резко отличаются от темной кирпичной кладки оригинального фасада. При этом такой переход от старого к новому в здании очевиден не везде. Herzog & de Meuron отсылает к архитектуре Скотта в каждой детали, избегая резких вмешательств, которые могут отвлечь зрителей от произведений искусства. Тяжелые лестничные перила, чугунные решетки и полы из необработанного дерева гармонично сочетаются с оригинальной эстетикой. Tate Modern остается одним из самых посещаемых музеев современного искусства в мире, в том числе благодаря архитектуре его выставочных пространств.
Музей Centrale Montemartini
Источник фото: inexhibit.it
Менее масштабная, но не менее значимая реконструкция электростанции была проведена в Риме еще в 1980-е годы. Станция Монтемартини была построена в промышленном квартале Остиенсе в 1912 году и проработала до середины 1960-х. После закрытия это здание, как и большинство структур в этом районе, оказалось заброшено и под угрозой сноса. В 1989 году владельцы, энергетическая компания ACEA, превратила станцию в культурный центр, это стало пионерским проектом реквалификации индустриальных территорий. В 1997 году пространство снова было преобразовано. В Монтемартини переехала часть экспозиции Капитолийских музеев, и памятник индустриальной архитектуры превратился в музей античной скульптуры. ACEA стала спонсором реставрации механизмов, а музейные сотрудники создали экспозицию, в которой оригинальные станки и механизмы электростанции вступают в диалог с памятниками античности. Этот музей соединил две, казалось бы, противоположные дисциплины – классическую и индустриальную археологию.