Русский авангард в объективе американского фотографа. Уильям Брумфилд в МУАР

В Музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка «Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда». На выставке представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Брумфилдом с 1971 по 2019 год. Подробнее о выставке — в тексте Екатерины Беляевой.

У.К. Брумфилд. Здание Центросоюза. Арх. Ле Корбюзье. 2018 © Пресс-служба Музея архитектуры

Прошлая выставка фотографических работ Уильяма Брумфилда проходила в МУАР ровно год назад, также в помещении Аптекарского приказа. Она называлась Lost America («Тихая Америка») и была посвящена особому периоду творчества фотографа, когда он между поездками в СССР оттачивал мастерство, путешествуя по родной стране. В фокусе его объектива оказались исчезающие городские пространства, разрушенные здания, заброшенные витрины. Как и выставка «Русский авангард» проект «Тихая Америка» не документальный, он повествует не о сфотографированных объектах. Многим фотографиям на той выставке Брумфилд дал названия, в которых не уточнялось местоположение объекта, его назначение и возраст. Фотограф будто искал момент, когда здание — а в фокусе его объектива прежде всего оказывались строения — выглядело наиболее уязвимым.  

У.К. Брумфилд. Слева: «Вторжение» (бездорожье в округе Чатем). Август 1977. Фрагмент. Справа: «Счастливого Рождества» (Мельбурн, Флорида). Декабрь 1976. Фрагмент © Пресс-служба Музея архитектуры

Уильям Брумфилд окончил бакалавриат по русскому языку Тулейнского университета в Новом Орлеане в 1966 году, затем — магистратуру по славянским языкам Калифорнийского университета, где преподавал русский язык и литературу, в 1973 году он получил докторскую степень. Первая поездка учёного в СССР состоялась летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с МГУ. Из этого путешествия Брумфилд привёз 120 плёночных диапозитивов, которые и стали его первым фотографическим опытом. До начала 2000-х он снимал на плёнку, а потом перешёл на цифровую камеру. На сегодняшний день большая часть негативов оцифрована и вся коллекция составляет более 150 000 снимков. Фотографическое наследие Уильяма Брумфилда хранится в собраниях Национального музея в Вашингтоне и в Музее архитектуры имени А.В. Щусева, где в 2001 году состоялась первая в России выставка художника, которая была посвящена Русскому Северу.

Нынешняя экспозиция структурирована по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России (Коломна, Казань, Ростов-на-Дону, Таганрог, Сочи, Самара, Екатеринбург, Березники, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре).

Экспозиция выставки © Пресс-служба Музея архитектуры

На выставке представлена самая ранняя фотография «авангардного здания» в коллекции Брумфилда. Она была сделана в 1971 году. В кадр попал Дворец культуры имени С.М. Кирова, расположенный на Большом проспекте на Васильевском острове (дом 83). Брумфилд тогда жил по соседству в «скромном» общежитии. По его словам, «документальная фиксация архитектуры в Советском Союзе начиналась как искренняя попытка определить культуру через созданные ею здания».

У.К. Брумфилд Дворец культуры имени С.М. Кирова. Арх. Н.А. Троцкий, С. Н. Козак.  1971 © Екатерина Беляева

Фотохудожник отказывался соглашаться с расхожим мнением о безликости и однообразии конструктивистской архитектуры. Он отмечал её «монолитность и пластичность», напомнившие ему ранние памятники средневекового Новгорода, такие как Софийский собор, соборы Антониева и Юрьева монастырей, а также отдельные церкви Пскова. Эта связь показалась Брумфилду стимулирующей. Он начал искать художественные подходы к фотосъёмкам советской архитектуры выбранной эпохи. В течение многих лет фотограф вновь и вновь возвращался к одним и тем же зданиям. Его объектив всегда фиксировал состояние, в котором находится то или иное сооружение. Часто по его фотографиям можно понять, какое отношение было в советское время к архитектурному наследию авангарда. Многие его работы сделаны до того момента, когда российские исследователи начали пристально изучать архитектуру 1920–1930-х годов.  

Большую часть выставки занимает раздел, посвящённый зданиям московского авангарда. В нём представлены развёрнутые серии снимков любимых объектов автора: Жилого дома Наркомфина, Дома культуры имени Зуева, Дворца культуры Пролетарского района (сегодняшний КЦ ЗИЛ), экспериментального дома‑мастерской архитектора Константина Мельникова, его же рабочих клубов и гаражей. С непривычного ракурса фотограф снял в 1990 году бывший Клуб Русакова Союза Коммунальников. Прилагательное «бывший» очень хорошо определяет сущность этого многострадального памятника архитектуры. Здание, расположенное на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская, к началу 2010-х не просто пришло в упадок, но находилось в аварийном состоянии. После окончания реставрации в 2015 году историки архитектуры предъявили серьёзные претензии к качеству произведённых работ, тем не менее в здание вернулся прописанный там с 1996 года авторский Театр Романа Виктюка. А с лета 2024 года в здании вместо Театра Виктюка живёт «Театр — сцена „Мельников“» под руководством Константина Богомолова. Брумфилд зафиксировал, как в начале 90-х достойно «старел» величественный корабль, а позже вернулся и улыбаясь сфотографировал яркое здание с элементами новодела.

У.К. Брумфилд. Клуб имени И.В. Русакова. Арх. К.С. Мельников. 1990 © Пресс-служба Музея архитектуры

У.К. Брумфилд. Клуб имени И.В. Русакова. Арх. К.С. Мельников. 2018 © Пресс-служба Музея архитектуры

Кадры из последних поездок Брумфилда по России отчётливо «реагируют» на тот продолжающий возрастать огромный интерес, который возник здесь к архитектуре авангарда. Он часто фотографирует ярких цветов здания с непарадной стороны, лелея многочисленные детали. Его интересуют только фасады построек. Кажется, что на его фотографиях, как и в американской серии, здания проживают свою жизнь независимо от того, кто в них обитает. Брумфилд не мог не знать, например, что историческая планировка Клуба фабрики «Свобода» была полностью утеряна в результате неудачной реконструкции.

У.К. Брумфилд. Клуб фабрики «Свобода». Арх. К.С. Мельников. 2018 © Пресс-служба Музея архитектуры

У.К. Брумфилд. Клуб фабрики «Свобода». Арх. К.С. Мельников. 2018 © Пресс-служба Музея архитектуры

В издательстве «Три квадрата» была выпущена новая книга «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда», которую можно назвать своеобразным авторским каталогом выставки.

Выставка продлится до 1 сентября.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты