Алёна Троицкая. Место, затерявшееся между швами времени

Выставка Алёны Троицкой «Между швами времени», представленная на площадке ММОМА на Петровке, 25 при поддержке фонда V-A-C, стала плодом размышлений художницы над превратностями истории, связью между человеческими судьбами и вечными неизменными истинами. Вместе с Евгением Наумовым читатели DEL’ARTE Magazine могут погрузиться в пучину реки времени и узнать, что вынесла из неё художница.  

В Московском музее современного искусства открылась выставка Алёны Троицкой, вдохновлённая переживаниями, испытанными художницей в разрушенном храме в центре заброшенной деревни Красино-Убережное в Тульской области. Эта локация стала для художницы местом просветления, в котором сошлись её личная биография и история всей страны. Разрушенный храм был посвящён Пресвятой Троице — непостижимому триединому Богу христианства — прадед Алёны также получил свою фамилию, принимая сан иерея. Для религиозного человека любая церковь всегда была материальным воплощением вездесущего трансцендентного мира, местом парадоксальной близости к тому, что всегда бесконечно близко, но остаётся за пределами досягаемости. 

Алёна Троицкая. Без названия. Камни (фрагмент). 2023 © Фото: Евгений Наумов

Экспозиция выставки «Между швами времени» расположена в двух залах, разделённых коридором. Такая топография придаёт проекту дополнительный символизм: в чёрном зале собраны произведения, отсылающие больше к земному, профанному миру и исторической памяти, а в белом зале художница представила артефакты, связанные с троицким храмом и христианской культурой, потому образующие сакральное пространство вечности. Между ними, как символическая преграда, полегла суетная реальность с мельтешащими людьми. 

Алёна Троицкая. Без названия. Слепки. 2023 © Фото: Евгений Наумов

Так как выход в трансцендентное произошёл с художницей в конкретной локации, нагруженной исторической значимостью, которая некогда была центром жизни многих сотен людей, она решила, что передать это чувство зрителю будет возможно, только если использовать максимально связанные с этой локацией материалы и образы. Так, покрытые золотом абстрактные формы, представленные в чёрном зале, оказались гипсовыми слепками со стен первого этажа самого большого дома в деревне. Гипс покрыт препаратом золота, который в традиционной иконописи, как и во многих других более древних символических системах, обозначает божественный мир, вечность и нетленность.

Алёна Троицкая. Без названия. Слои. 2023 © Фото: Евгений Наумов

Здесь же размещены шелкографии из серии снимков деколлажей, созданных художницей на основе многочисленных слоёв обоев, покрывающих стены старинного дома. Выглядывая один из-под другого, выполненные в стиле, характерном для той или иной эпохи, эти обои становятся молчаливыми свидетелями течения времени. Кроме того, они напоминают зрителю о том, что под тонкой бензиновой плёнкой текущего момента скрываются неизвестные и непознаваемые подводные течения исторических процессов. 

Алёна Троицкая. Без названия. Птички. 2023 © Фото: Евгений Наумов

Маленькие керамические птички, расположенные в нишах замурованных окон, также слеплены Алёной из местной глины. Каждая такая ниша была превращена в небольшую инсталляцию, на задней стенке которой размещён лайтбокс, распространяющий на крохотные скульптуры в русском кустарном стиле ровный, будто бы иномирный свет.

Алёна Троицкая. Без названия. Камни. 2023 © Фото: Евгений Наумов

В центре белого зала посетитель выставки найдёт инсталляцию, созданную из материалов, принесённых из троицкого храма деревни Красино-Убережное: осколков штукатурки, известковых блоков, кирпичей и засохших листьев. Вновь художница пытается перенести в иную локацию гений того места, которое произвело на неё такое сильное впечатление, что уже несколько лет она создаёт произведения, посвящённые этой встрече с прошлым. На строительных блоках читаются фрагменты стихов из Книги Екклесиаста: «Время разбрасывать камни и время собирать камни», посвящённые цикличности. Алёна Троицкая, видимо, представляет себя тем самым человеком, который пришёл собирать разбросанные предшественниками метафорические камни — не просто куски горных пород, а свидетельства прошлой жизни или даже людей. Последнее предположение можно подкрепить цитатой из Евангелия от Луки: «Не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Так же, как некогда храмы, тихое искусство Алёны собирает людей вместе. 

Алёна Троицкая. Без названия. Поверхности. 2023 © Фото: Евгений Наумов

Между чёрным и белым залами можно обнаружить формальные и смысловые рифмы. Так, шёлкографированные снимки чёрного зала со следами послойно снятых обоев в белом дополняются снимками потрескавшейся и облупившейся штукатурки храма. Позолоченные гипсовые слепки отверстий в стенах сопоставимы со ржавыми листами железа, найденными художницей в заброшенной церкви и покрытыми золотой поталью. Снова отсылки к конкретному месту, снова многослойность, снова исторические техники, связанные с иконописью.

Алёна Троицкая. Без названия. 2023 © Фото: Евгений Наумов

Примерно такой же коннотацией художница наделяет и технику энкаустики — использование расплавленного воска с добавлением пигментов для создания живописи. Большая панель, покрытая потёками воска, напоминает неровную каменную стену. Это одновременно и беспредметная живопись, и репрезентирующий сам себя объект, и символическое изображение неизвестной локации.

Алёна Троицкая. Без названия. Золотые листы (фрагмент). 2023 © Фото: Евгений Наумов

Также на выставке можно ознакомиться с электронной версией книги художника Алёны Троицкой «Не место» (To gather), составленной автором на основе фотографий, запечатлевших деревню Красино-Убережное, и текстов, посвящённых размышлениям о проницаемости времени и особенностях восприятия пространств различных регистров. Книга была издана в ограниченном числе экземпляров. 

Алёна Троицкая. Без названия (фрагмент). 2023 © Фото: Евгений Наумов

В целом, выставка «Между швами времени» настраивает на меланхолическое созерцательное настроение и способна подтолкнуть зрителя к самостоятельным размышлениям на тему превратностей истории или пробудить воспоминания об особенном опыте выхода в трансцендентное, который испытала и сама художница. Возможно, особенно чувствительные натуры даже смогут пережить это же ощущение внутри экспозиции. Однако по представленным отрывочным свидетельствам может быть очень тяжело восстановить в воображении далёкую деревню в Тульской области. Так что инсталляция едва ли выполняет возложенную на неё колоссальную функцию, и трудно себе вообразить проект, который смог бы вобрать в себя и неповторимое место, и его уникальную историю, и личное отношение автора. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты