Экскурсия по выставке «Бильбао и живопись» в Музее Гуггенхайма

Пока в большинстве европейских городов музеи остаются закрытыми, Музей Гуггенхайма в Бильбао продолжает радовать местных жителей (пока только их) своими новыми проектами и выставками. Специально для DEL’ARTE Magazine культурный обозреватель Александра Загребельная, проживающая сейчас в Стране Басков, посетила выставку «Бильбао и живопись» об истории города конца XIX — начала XX века и написала свой краткий экскурс по экспозиции.

Подготовка к выставке «Бильбао и живопись» началась еще несколько лет назад, но именно сейчас проект как нельзя лучше вписывается в современный контекст. Работы, представленные здесь, отражают жизнь и реалии Бильбао в конце XIX—начале XX века — времени перемен, войн, эпидемий, но при этом и эпохи новых открытий и развития. Директор музея Хуан Игнасио Видарте на пресс-конференции сказал, что это отличная возможность взглянуть в прошлое и вдохновиться тем, чем жили и как справлялись со всеми невзгодами люди того времени.

Эта выставка — продолжение традиции музея поддерживать баскскую культуру и представлять местных художников и течения в искусстве. Дополненная архивными фотографиями и картами, она переносит нас в Бильбао на рубеже веков, в период, когда город стал одним из самых процветающих в Испании благодаря его коммерческой, банковской и культурной деятельности, а также металлургии.

© Guggenheim Museum Bilbao

Бильбао того времени — город, который разрастается во всех смыслах этого слова, что очень точно отражено и в местной живописи той эпохи. Двадцать шесть картин, представленных на выставке, были собраны в основном из частных фондов и коллекций, поэтому многие из них впервые экспонируются для широкой аудитории. Куратор Козьме де Бараньано с особым трепетом говорил о процессе подготовки, о том, как проходили переговоры с коллекционерами, и был очень горд тем фактом, что у широкой публики появится возможность впервые увидеть эти картины.

По решению куратора выставка разделена тематически на четыре зала.

В начале посетитель погружается в Бильбао XIX века через серию черно-белых фотографий, распечатанных в крупном формате. Этот зал контекстуализирует фигуру скульптора из Бильбао Пако Дуррио, создателя одного из важнейших произведений общественного искусства Испании ХХ века — памятника композитору Хуану Кризостомо де Арриага. Эта скульптура расположена напротив Музея изящных искусств Бильбао и, сочетая архитектурные элементы и аллегорические фигуры, символизирует преждевременную смерть композитора. Дуррио сыграл важную роль в истории искусства: он был душеприказчиком Поля Гогена, который доверил ему все свои картины перед последней поездкой в Полинезию в 1895 году, а также тем, кто впоследствии познакомил с этими новаторскими работами Пабло Пикассо (в 1901 году, когда молодой художник только переехал в Париж, Дуррио щедро предоставил ему свою студию).

© Guggenheim Museum Bilbao

В следующем зале представлены картины Адольфо Гияра, Игнасио Сулоаги, Ансельмо Гвинеи, Мануэля Лосада и Хосе Арру. На панорамных работах изображены новые экономические, социальные и городские пейзажи Бильбао конца XIX века. Большинство из них обычно украшают комнаты штаб-квартиры Sociedad Bilbaina, культурно-развлекательного общества, основанного в 1839 году и ставшего первым и главным помощником молодых художников того времени.

Adolfo Guiard. The River at Axpe (La ría en Axpe) © Guggenheim Museum Bilbao

Adolfo Guiard. On the Terrace (En la terraza) © Guggenheim Museum Bilbao

Тут же демонстрируются «Рассвет» Игнасио Сулоаги и «Валькирии» Мануэля Лосады, которые знакомят зрителей с просвещенной буржуазией того времени в лице членов другого важного культурного общества — Клуба Курдинга, созданного в 1894 году. Молодые бизнесмены и большие поклонники музыки лично заказали несколько картин для украшения стен нового клуба у своих бывших одноклассников, недавно вернувшихся из Парижа. Позже эти молодые люди сыграют ключевую роль в создании музыкальной культуры Бильбао — благодаря им в городе появились Филармония, Музыкальная академия Бискайя (предшественник Консерватории) и симфонический оркестр.

Ignacio Zuloaga Y Zabaleta. Dawn © Guggenheim Museum Bilbao

Следующий зал посвящен морским и горным пейзажам. Сразу бросается в глаза, что, несмотря на географическую близость, рыбацкие деревушки вокруг Бильбао используют разные цветовые коды для украшения кораблей и своих домов.

Море — повторяющийся мотив местных картин на рубеже веков, на него ссылается большинство художников, пытаясь как можно более точно воспроизвести цвет и отразить его жизненно важное значение для торговли и культуры города. Тут выделяются работы Рамона де Зубиаурре и триптих Густаво де Маэсту «Лиризм и религия», на котором запечатлен страх людей перед стихией и отчаяние из-за смерти рыбаков, так и не прибывших на берег.

Gustavo de Maeztu. Lyricism and religion (Lírica y religión) © Guggenheim Museum Bilbao

Сцены из сельского мира представлены работами Адольфа Гиарда и Франциско Итуррино, показывающими все великолепие местной природы и сцены сбора урожая, в которых зелень полей переходит в охру и желтый цвет. Среди постимпрессионистских работ выделяется модернистская и отчасти абстрактная картина Агустина Ибаррола «Тотем», изображающая простые инструменты сельского жителя в виде диковинных скульптур.

Adolfo Guiard. Harvest (La siega) © Guggenheim Museum Bilbao

Замыкает выставку зал, посвященный этнографическому видению, фольклору с упором на знаменитые баскские танцы. Здесь посетители смогут открыть для себя картины в стиле костумбризма. Это направление зародилось в Испании в конце XVIII века и выделялось особым интересом к народным архетипам, национальному колориту, а также стремлением к почти документальному описанию природы и быта простых людей.

Центральная картина этого зала и всей выставки — «Танцы Сулетена» Хосе Марии де Уселая. Она представляет энциклопедическое видение одного из старейших танцев Страны Басков — маскарада в Зубероа, который объединяет весь город и является его символом.

José Maria de Ucelay. Souletin Dances (Danzas suletinas) © Guggenheim Museum Bilbao

Большинство представленных художников малоизвестны за пределами Страны Басков, и эта выставка важна не столько с художественной, сколько с исторической точки зрения. Через крупномасштабные картины она концептуализирует различные моменты истории Бильбао и погружает во времена развития только зарождающегося города, который сейчас славится своей промышленностью, инновациями и, конечно, современной архитектурой.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты