Еврейский авангард. Национальные течения в международном модернизме

Выставка «Еврейский авангард» вызвала споры в среде арт-критиков и журналистов. Вместе с Евгением Наумовым попробуем разобраться, объективна ли критика очередного проекта Еврейского музея и Центра толерантности, а также выясним, что же на самом деле показывается в экспозиционных залах и кому может быть интересно искусство евреев-авангардистов.

Выставка в Еврейском музее и Центре толерантности, показывающая наследие еврейских художников-модернистов, вызвала крайне неоднозначную реакцию. Многих критиков этого проекта удивила сама идея объединять художников по национальному признаку. Многих разочаровал зал с проекциями работ Марка Шагала. В результате и то хорошее, что было представлено в экспозиции, как-то смазалось и отошло на второй план. В этой статье (или даже, скорее, эссе) будет предпринята попытка объективного анализа экспозиции и идейного содержания выставки.

Иссахар-Бер Рыбак. «В синагоге» из альбома «Штетл» («Местеко»). 1923 © Фото: Евгений Наумов

В первую очередь хотелось бы ответить на претензии к национальному составу. Еврейский музей уже не в первый раз делает выставку, посвящённую русскому авангарду, и, скорее, даже удивляет, что концепция выставки, подсвечивающей значение художников еврейского происхождения в этом крупном культурном явлении, возникла только сейчас. Хотя движение авангардного искусства не только было международным, но и по большей части стремилось к стиранию национальных примесей ради поисков универсального формального языка, внутри него часто появлялись группы, объединённые в том числе по этническому признаку. 

Иосиф Чайков. Иллюстрация к «Песни Песней»; Эскиз обложки журнала «Багинен», 1919 © Фото: Евгений Наумов

Одним из таких объединений стала Культур-Лига, созданная в Киеве в 1918 году и объединившая несколько десятков художников еврейского происхождения. В неё входили Натан Альтман, Марк Шагал, Давид Штеренберг, чьё наследие послужило основой выставки в Еврейском музее. 

«Жертвоприношение Исаака». Лубок (фрагмент). Конец XIX в. © Фото: Евгений Наумов

Важной частью модернистского искусства был интерес к «примитивам» — необработанным, нерафинированным, «первичным» проявлениям человеческой креативности. Кубисты Франции изучали африканские и иберийские ритуальные маски, немецкие экспрессионисты пытались разыгрывать полинезийские танцы. В России поиск примитивов открыл народную сельскую и городскую культуру: вывески, расписные подносы, лубки. Запертые в своих местечках за чертой оседлости представители иудейства имели исключительную возможность изучать наследие своего народа. Многие молодые художники-евреи получили доступ к реликвиям национальной культуры благодаря этнографическим экспедициям Семёна Анского по Волыни и Подолии, а также рисункам и фотографиям Германа Штрука, сделанными им на Восточном фронте Первой мировой в Литве и Беларуси. К национальным корням так или иначе прикасались и Альтман, и Шагал, и Штеренберг, и Фальк, и Лисицкий.

Роберт Фальк. Эскиз декорации и мизансцены к спектаклю «Ночь на старом рынке»
по пьесе Й.Л. Переца. 1925 (фрагмент)© Фото: Евгений Наумов

Выставка «Еврейский авангард» может показаться не очень богатой, тем не менее на её внимательный осмотр можно потратить больше часа. Здесь представлены крайне разнообразные экспонаты: и живопись, и графика, и книжная иллюстрация, и скульптура, и макеты театральных декораций, и артефакты народной культуры. Пространство выставки проницаемо и не имеет строгого разделения на зоны, так что история еврейского искусства плавно и не прерываясь разворачивается перед глазами зрителя. 

Марк Шагал «Введение в еврейский театр» (фрагмент видеорепродукции) © Фото: Евгений Наумов

Несомненным упущением стало отсутствие оформления Еврейского театра, созданного Марком Шагалом и хранящегося сейчас в Третьяковской галерее. О мотивировке отказа выдать эти произведения на временную выставку можно только гадать, однако нельзя винить в этом Еврейский музей. Куратор выставки заменил эти монументальные панно проекциями, которые, конечно, не в силах передать эффект от оригинальной живописи, но тем не менее могут пробудить воспоминания о посещении зала Шагала на Крымском валу. 

Исаак Рабинович. Эскиз костюмов для спектакля «Колдунья» по пьесе А. Гольдфадена. 1922 © Фото: Евгений Наумов  

Тем не менее проект выполняет заявленную просветительскую функцию. Каждый раздел и многие экспонаты снабжены пояснительными экспликациями, не слишком объёмными, чтобы не утомлять зрителя. Их цель — познакомить зрителя с этой особенной областью раннесоветской культуры, еврейским модернизмом, настолько же малоизвестным большинству любителей искусства, насколько сложным и необъятным. Одна из немногих попыток осветить еврейство в российской довоенной культуре была предпринята Надей Плунгян на выставке «Блуждающие звёзды» в небольшой Галерее на Шаболовке в 2021 году. Та выставка была просто перенасыщена научным аппаратом, стараясь осветить все стороны этого многогранного явления, которое состояло из десятков разнообразных, порою враждующих группировок. 

Исаак Рабичев. Макет декораций для спектакля «Гет» по пьесе Шолом-Алейхема. 1924 (реконструкция) © Фото: Евгений Наумов

Одним из ключевых феноменов того времени, подробно освещённом и на выставке «Блуждающие звёзды», и на «Еврейском авангарде», стал еврейский театр. Возникший ещё в конце XIX века в качестве альтернативы классическому академическому театру, этот народный балаган, кочующий между местечками, выполнял развлекательную и просветительскую роль. После ослабления государственного надзора, отмены закона о черте оседлости и введения политики равноправия всех народов стало возможно открыть Государственный еврейский театр в Москве. Художниками этого театра в разное время были Роберт Фальк, Александр Тышлер и Марк Шагал. На выставке в Еврейском музее можно увидеть эскизы этих выдающихся художников, восстановленные макеты сценических декораций. Кроме того, здесь можно увидеть проекты «фигурин» Эль Лисицкого для авангардной механической постановки футуристической оперы «Победа над солнцем». Они достаточно известны, но факт еврейского происхождения известного конструктивизма упоминается, возможно, не так часто. 

Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921; «Материальная живопись
(Натюрморт с белым кувшином». 1919 © Фото: Евгений Наумов 

Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. Последние двое активно экспериментировали с фактурой краски, создавая сложные композиции, передающие тактильное восприятие реальности. Натан Альтман при этом больше уходит в беспредметность в духе казанской школы времён Владимира Татлина. Он часто включает в живопись элементы из других материалов, например металла, опилок, эмали. С одной стороны, это соответствует концепции правды материала, с другой — становится исследованием изобразительных возможностей живописи. 

Давид Штеренберг. «Письменный стол». 1919 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов

Давид Штеренберг, оставаясь в русле реалистического натюрморта, идёт дальше своего товарища по Культур-Лиге. С помощью одной только масляной краски этот художник моделирует объёмные элементы-обманки, которые выглядят как пачка папирос, кружевная салфетка, губка и мыло. 

Беатриса Сандомирская. «Голова в железе». 1924 © Фото: Евгений Наумов

В качестве итога сказанного можно заключить, что выставка «Еврейский авангард» может быть интересна тем, кто интересуется раннесоветским модернизмом. Такие зрители могут почерпнуть для себя много нового и, возможно, будут мотивированы на дальнейшее изучение влияния авангардной культуры на евреев и еврейской культуры на авангард. С одной стороны, она менее фундаментальна, чем «Блуждающие звёзды», и рассматривает исследуемые явления менее подробно. Но, с другой стороны, она гораздо более зрелищна. Экспозицию выставки составляют произведения выдающихся художников из государственных коллекций, в то время как в Галерее на Шаболовке в основном показывали маргинальные явления: книги, декоративную скульптуру, — а также живопись второго ряда из частных коллекций и собраний наследников. Идеальным проектом видится некое сочетание двух этих выставок, показанное в более обширном пространстве. Можно сказать одно: тема еврейского авангарда сегодня далека от того, чтобы считаться исследованной, и ценители раннесоветского искусства могут ждать новых интересных выставок, монографий и лекций. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты