Персональная выставка Rinatto L’bank «Мультичеловек 2» в VS Gallery: человек, тело и цифровой мир

Автор: Анна Матиец.

С 6 апреля по 12 мая в галерее фиджитал-искусства VS Gallery проходит выставка «Мультичеловек 2» Рината Абдрахманова (Rinatto Lbank). Специально для DELARTE Magazine VR-художница и искусствовед Анна Матиец посетила выставку и рассказала о самых примечательных работах.

«Мультичеловек 2» — персональная выставка NFT-художника Рината Абдрахманова (Rinatto L’bank), которая открылась в начале апреля в VS Gallery. Ринат Абдрахманов — петербургский художник родом из Казахстана, один из четырёх резидентов VS Gallery. В творческой практикеRinatto комбинирует фотографию, 3D-моделирование и изображения, сгенерированные с помощью нейросетей.

Выставка «Мультичеловек 2» посвящена существованию человеческого тела в цифровом пространстве, отношениям людей и стремительно развивающихся технологий, неуправляемости прогресса, переходам между физическим и цифровым миром.

Нейросетевая Венера

У входа висит работа «Исследование структурного ужаса и прекрасного». В центре композиции — обнажённый женский образ в позе «Спящей Венеры» Джорджоне с пропорциями куклы Барби, от грудной клетки и до самых ног затронутый разложением. Оно смешивает тело нейросетевой Венеры с хаосом яркой материи на фоне, из которой по обе стороны от девушки формируются два уродливых старческих лица. По словам Rinatto, работа вдохновлена балансом жизни и смерти, прекрасного и ужасного. Кроме того, художник сказал, что «Исследование…» стало для него «смелым шагом в сторону эротизма», поскольку до этого он избегал подобных контекстов, «стараясь сосредоточить зрителя на теле и не оставить возможность сексуализировать». И хотя для самого Rinatto это смелый шаг, то в общем социокультурном контексте он выглядит будто бы неуместно. Например, если «Исследование…» о жизни и смерти, то почему в центр нужно помещать сексуализированный образ женщины, а в роли наблюдателей ставить стариков (не старух)? Почему женский образ обнажён, а от мужчин остаются головы — и ни намёка на тела? Это напоминает отголоски весьма распространённого в живописи сюжета «Сусанна и старцы» (Тинторетто, Джентилески, Рени и т. д.). Как правило, именно молодое тело Сусанны становится композиционным и смысловым центром; как правило, одежды двоих стариков полностью скрывают их фигуры; как правило, они либо выглядывают из тени, либо нависают над девушкой и уже набрасываются на неё. Был ли этот сюжет среди источников вдохновения работы — вопрос. Но в любом случае в 2024 году подобное изображение пассивной женской сексуальности вызывают раздражение: сколько можно быть совуайеристом вместе с похотливыми старикашками, сколько ещё зрительницы галерей будут вынуждены смотреть на женское тело, как на объект? Остаётся надеяться, что, если Rinatto продолжит развивать тему эротизма, он сумеет отойти от подобных банальностей. Тем более что остальные работы на выставке демонстрирует умение художника находить неочевидные и свежие визуальные решения, всё так же используя в качестве центрального образа тело.

Колосс в далёкой галактике

«Техногенное превосходство», 2023. Rinatto L’bank © Фото: предоставлено пресс-службой галереи

Первое, что привлекает в «Техногенном превосходстве», — это композиция. На переднем плане — вид сзади мужских ног с будто бы содранной кожей, ягодицы закрывает алая набедренная повязка. На фоне — то ли полумесяц, то ли деталь от космического корабля. Две ноги, осколок технологии — это всё, что представлено, но странностью композиции, деталей и самим названием оно надолго удерживает внимание. «Техногенное превосходство» — вот только кого над кем? Первая идея: люди преодолели собственные физические границы (вылезли из своей шкуры!) и обжили далёкие планеты до той степени, что те покрылись панцирем космических баз. Но разве жизнеспособен человек с содранной кожей? Оголённые сухожилия, алые прожилки кровеносных сосудов и нервов — это лёгкая мишень для любого воздействия. Это сам человек сделал с собой, изобретая костыли в виде гаджетов? Или это дело рук высокоразвитого искусственного интеллекта вроде суперкомпьютера из рассказа Харлана Эллисона «У меня нет рта, но я должен кричать», что подверг последних людей вековым пыткам — и ничто в опустевшем космосе не могло спасти их? А может, эти монументальные ноги — это просто разваливающийся колосс, заброшенный памятник, каких сотни на Земле? Так почему бы во время покорения космоса подобным не появиться в далёкой-далёкой галактике? Развитие нейронных сетей, победа шахматного суперкомпьютера Deep Blue над Каспаровым, технологии дипфейка, искусственно выращенные органы и даже далёкая космическая гонка XX века — эти образы появляются в мыслях, пока взгляд гуляет по переплетениям мышечных волокон.

Киборг Харауэй

«Квантовый танец», 2023. Rinatto L’bank © Фото: предоставлено пресс-службой галереи

«Квантовый танец» — это динамичная, наэлектризованная работа. Кружащаяся фигура по центру светится, как экран монитора в полночь, а жёлтые и алые штрихи пролетают вокруг — смазанное мерцание индикаторов электроники при съёмке в ночном режиме. Бесполая человекоподобная фигура наводит на мысли о киборге из манифеста Донны Харауэй. Хаотичность движения напоминает неровное движение курсора мышки по экрану монитора или, например, искажение текстуры аватаров в VR, если контроллеры и гарнитура неточно отслеживают положение пользователя. Фигура будто бы вот-вот упадёт — или, наоборот, завершит пируэт. Так, человечество балансирует между ужасом от возможного бунта искусственного интеллекта и упрямым движением в сторону трансгуманизма. Хотя фигура безлика, нельзя сказать, что она обезличена: её поза по-человечески живая и естественная. Если это человек будущего, если мы правда такими будем, слившись полностью с технологиями, то это очень привлекательный образ. Также стоит отметить, что это не первый случай изображения танца при работе с нейросетями: так в 2023 году на ярмарке молодого современного искусства blazar была представлена работа Swan Lake, в которой художница Ejaneress генерировала образы балерин, исполняющих «Лебединое озеро». Наиболее телесное искусство в глазах нейронных сетей — это действительно интересный тренд. Любопытно, разовьётся ли эта тенденция дальше, и если да, то в какой форме.

В целом, работы Rinatto можно отнести к «цифровому гротеску», о котором примерно полгода назад в Medium писал исследователь Майкл Филимовиц. По Филимовицу, цифровой гротеск характеризуется (не всегда намеренными) искажениями, слияниями, ошибками и преувеличениями, которые появляются в результате генеративных схем нейросетей. Учитывая особенности техники Rinatto — комбинацию генеративного изображения с фотографией и 3D— вероятно, что большинство цифровых артефактов и искажений являются весьма намеренными деталями, но гротескности это не умаляет.

Также стоит отметить, что «Мультичеловек 2» является второй персональной выставкой цифрового художника, проведённой VS Gallery. Зимой там же прошла выставка фиджитал-художника Кирилла Рэйва — ещё одного резидента галереи.

Выставку «Мультичеловек 2» можно посмотреть в VS Gallery до 12 мая.

Автор: Анна Матиец.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты