VR-фестиваль «Цифровая Осень: Присутствие»: три захватывающих проекта

Автор: Анна Матиец.

В конце 2023 года прошёл международный фестиваль «Цифровая Осень», на котором представили 11 VR-проектов, объединённых темой присутствия. Специально для DEL’ARTE Magazine VR-художница и искусствоведка Анна Матиец посетила мероприятие и рассказала о наиболее примечательных проектах.

В ноябре и декабре 2023 года уже во второй раз в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Челябинск), Казахстане (Алматы, Астана) и Узбекистане (Ташкент) прошёл VR-фестиваль «Цифровая Осень». В России партнёрами проекта выступил Французский институт, студия VR-эксперта Алины Михалёвой Less Media Group, Музей советских игровых автоматов и компания-разработчик VR/AR-решений для бизнеса Interactive. Представленные проекты были созданы по инициативе или в сотрудничестве с ведущими французскими VR-студиями, а тематически работы объединяла тема присутствия. Как и в любом выставочном собрании, на «Цифровой Осени» некоторые произведения привлекли к себе больше всего внимания.

«Заметки о слепоте: темнота» /
Notes on Blindness: Into Darkness (2016)

Производство: ARTE France, Ex Nihilo, Archer’s Mark, Novelab, Atlas V

Награды: Legacy Interactive Winner в номинации
Immersive & Interactive премии The Peabody Awards (2021)

Скриншот части проекта «Заметки о слепоте: темнота» / Сайт ARTE France

В 1980-х годах писатель и теолог Джон Халл полностью потерял зрение. Чтобы справиться с потрясением, он стал фиксировать происходящее на аудиокассетах, и именно эти записи легли в основу проекта. Зритель оказывается на месте Халла, поэтому главным каналом восприятия становится не зрение, а слух, не менее важный для VR-искусства, но нередко в восприятии уходящий на второй план. Историю рассказывает сам писатель, и его бархатистый, чуть уставший голос сопровождает зрителя, пока тот буквально бродит во тьме. Однако эта тьма не бесконечна. Если где-то слышится шелест крыльев, или пробегают смеющиеся дети, или по веранде бьёт дождь, или завывает зимний холод и под ногами хрустит снег, то люминесцентные точки, возникнув из пустоты, собираются в размытый силуэт птицы, фигурок, архитектуры, природы — звучный призрак невидимой реальности. По ходу повествования этих точек становится всё больше, а образы приобретают больший масштаб и детализацию — звуки всё полнее начинает отражать окружающую реальность. Важно подчеркнуть, что это не пустой формальный приём, а следование тому опыту, который выстраивается из записей Халла.

«Голиаф: играя с реальностью» /
Goliath: Playing with reality (2021)

Производство: Anagram, Floreal Films

Награды: Гран-при в номинации на лучшую VR-работу на 78-м Венецианском международном кинофестивале (2021), номинация на новостную и документальную премию «Эмми» в категории Outstanding Choreography For Scripted Programming (2022)

Скриншот части проекта «Голиаф: играя с реальностью» / Официальный сайт проекта

У Голиафа диагностирована шизофрения, и, выписавшись из больницы, он старается выстроить жизнь по-новому. Яркий, кислотный и стремительный проект позволяет прожить скомканное детство, полную опустошающих гулянок юность, госпитализацию в психиатрическую клинику, жизнь после выписки и попытки найти своё место с помощью игрового комьюнити. Объединённые общей аудиовизуальной интенсивностью, этапы-уровни жизни различаются стилистически: детство, например, изображается с помощью восьмибитной игры-бродилки на аркадном автомате, а во время госпитализации уголок больничной палаты, показанный относительно реалистично, размножается на десятки зацикленных психоделических копий, нарушающих законы гравитации.

Из-за смысловой и сенсорной интенсивности «Голиаф» нередко не рекомендуется к просмотру для новичков в VR. Тем не менее именно этот проект сочетает в себе мощный нарратив, цепляющий (почти аттракционный) визуал и несложную, но заземляющую степень интерактивности: например, в нескольких локациях нужно нажимать виртуальные кнопки, а ближе к концу предстоит сыграть партию в шутере. В целом «Голиаф» можно назвать произведением в лучшей степени «типичным» для современного VR, начиная от технических аспектов, заканчивая тематикой, связанной с эмпатией и инклюзией. Подобное можно наблюдать в уже упомянутом проекте «Заметки о слепоте», а также «Психозе» AES+F, The Key Селины Трикарт и во «В то утро, когда…».

«В то утро, когда ты проснёшься
(
к концу света)» /On the Morning you Wake
(
to the End of the World) (2022)

Производство: Archer’s Mark, AtlasV, Games for Change,
Princeton University, BFI, VR for Good, ARTE France, CNC

Награды: победитель SXSW Film Festival
в номинации XR Experience Competition (2022)

Скриншот части проекта «В то утро, когда ты проснёшься (к концу света)» /
Официальный сайт проекта

Утром 13 января всем жителям Гавайев поступило сообщение: «Угроза ракетного нападения на Гавайи. Немедленно найдите убежище. Это не учения». Однако тревога оказалась ложной: во время регулярных проверок системы безопасности сотрудник просто нажал не на ту кнопку. Однако то, что угрозы нет, власти подтвердили примерно через сорок минут.

Проект основан на историях людей, которые провели эти сорок минут на островах, и тех, кто был «в безопасности» за многие километры, но чьи близкие находились на Гавайях. В течение трёх глав (незадолго до оповещения, сорок минут ужаса и период после исчезновения угрозы) проект резко погружает в кошмар на фоне райских видов и позволяет медленно выйти из него. Женские, мужские, старческие и детские голоса рассказывают о том, что они прожили в эти минуты, а зритель то скрывается с гавайцами в канализации, то оказывается на берегу океана без возможности укрыться, то переносится в университетскую библиотеку на континенте, то смотрит на яркий-яркий рассвет, который, как казалось тогда, был последним.

Стилистически это весьма минималистичный проект: небольшие модели рассказчиков, вероятно, почти портретные, сохраняют пропорции относительно зрителя и находятся на расстоянии вытянутого контроллера, а края окружающего их низкополигонального пространства то и дело осыпаются в черноту, вынуждая фокусироваться на человеке.  Как и в случае с «Заметками о слепоте», а может, даже и в большей степени, форма лишь подчёркивает содержание, предельно индивидуалистичное, гуманистичное и хрупкое.

Хотя фестиваль закончился, обо всех трёх работах можно подробнее прочитать в интернете: у «Голиафа» и «В то утро…» есть официальные сайты, а «Запискам…» посвящена страница на сайте студии ARTE.

Автор: Анна Матиец.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты