Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS 2024

В первомайские выходные в Нижнем Новгороде, получившем статус «Культурная столица года», состоялся 7-й выпуск Международного фестиваля медиаискусства INTERVALS. Мероприятие стало первым из самых крупных в событийной программе города. Технологический обозреватель Ольга Проходцева посетила подготовленные организаторами локации смотра медиаарта специально для DEL’ARTE Magazine.

Фестиваль INTERVALS зародился в Нижнем Новгороде ещё в 2017 году. С тех пор он проводится ежегодно силами куратора Ксюши Чеховской и местной компании dreamlaser, одного из ведущих российских разработчиков 3D-mapping-шоу, инсталляций и лазерных шоу. Погружённость организаторов в среду мультимедийных технологий и работу с художниками и музыкантами мирового уровня, вероятно, позволяет им создавать внушительную площадку для встречи зрителя с современным технологическим искусством, логично встраивая арт-объекты в архитектуру города. Прошедший выпуск проходил рекордные 5 дней, чего ещё не случалось, и показал работы более 30 российских медиахудожников и зарубежных гостей из Турции, Азербайджана, Франции, Испании, Кореи и других стран. Мероприятия состоялись также при поддержке Правительства Нижегородской области и АНО «Центр 800».

3D-мэппинг Джереми Бело (Франция) на фасаде «Академии Маяк» © Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Выставка Pulse от Generative gallery. Проекции 14 художников из России, Швейцарии, Уругвая, Японии, Сербии, Франции, Германии, Колумбии и др. стран на фасаде павильона Нижегородской ярмарки © Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Выставочная экспозиция 2024 года включала 17 локаций в историческом центре города. На сайте фестиваля была размещена удобная карта с описаниями объектов, что помогло зрителям с интересом перемещаться между ними. Внешние фасадные инсталляции проецировались на здания новых павильонов Нижегородской ярмарки, стадиона «Нижний Новгород», Законодательного Собрания Нижегородской области, «Академии Маяк», а также многие из них размещались в уличных городских пространствах. Фестивальные работы художников показывали в большинстве городских культурных институций. В один день можно было побывать в пространстве «ЦЕХ», где студия SILA SVETA приоткрыла часть будущей экспозиции московского «Музея Света» аудиовизуальной инсталляцией «Свет в истории», увидеть взаимодействие простых частот в лазерной инсталляции CICLIC испанского медиахудожника и креативного программиста Феррана Белмона в пространстве DKRT, почувствовать силу природных стихий в инсталляции Storm междисциплинарного мультимедиадизайнера s — lab (Анастасия Слабиняк) в пространстве HIDE и ещё многое другое.

Фрагмент av-инсталляций «Свет в истории» в пространстве «ЦЕХ» (SILA SVETA) © Фото: Ольга Проходцева

Видеофрагмент av-инсталляций «Свет в истории» в пространстве «ЦЕХ» (SILA SVETA) © Ольга Проходцева

AV-инсталляция Other Sides Давида Гуляева (Азербайджан) © Фото: Ольга Проходцева

AV-инсталляция Storm от s — lab x Тинькофф в пространстве HIDE © Фото: Ольга Проходцева

Видеофрагмент AV-инсталляции Storm от s — lab x Тинькофф в пространстве HIDE © Ольга Проходцева

Программа AV-перформансов

Помимо выставочных работ, фестиваль включал двухдневную и довольно насыщенную образовательную программу и музыкальные выступления артистов, но особый интерес вызвала программа ночных аудиовизуальных перформансов при участии медиахудожников. По словам куратора фестиваля Ксюши Чеховской, такой событийный формат давно задумывался организаторами и только в этом году он стал самостоятельной частью нижегородского смотра: «В этом году мы стремились раскрыть для аудитории больше форматов, с которыми работает медиаискусство, и почувствовали особую актуальность AV-перформансов. Кроме того, у меня на примете было несколько проектов, достойных отдельной программы».

За желанием раскрыть для аудитории произведения медиаарта в перформансах куратор транслировала необходимость глубже погрузить зрителя в работы авторов и более явно показать значимость заложенных в них художественных смыслов. Короткие театральные представления как осознанный подход донесения идей собственного манифеста использовали ещё первые футуристы в начале XX века. Сегодня, в первой четверти XXI века, организаторам INTERVALS удалось показать работу междисциплинарных команд в режиме «здесь и сейчас».

В комментарии для DEL’ARTE Magazine куратор Ксюша Чеховская поделилась эмоциями от проведённой работы: «По итогу всё случилось в полном объёме с невероятным уровнем всех выступлений. От себя могу добавить, что не верила, что вижу это не где-то в Берлине, а в Нижнем Новгороде. Все имена и проекты высечены в моём сердце навсегда!». И с этим сложно не согласиться: увиденное трудно забыть. К примеру, в постановке «Настройки диалога» от резидентов московской Generative Gallery в режиме реального времени можно было наблюдать коллаборационное взаимодействие мультидисциплинарного художника и 3D-дизайнера Славы SAF и AI-художника и промт-инженера Артура Софина. Главная идея перформанса заключалась в осмыслении процесса знакомства человека с новым языком общения с нейросетями, и показать её авторам помогали группа танцовщиц и композитор Александр Василенко. В действии было две одновременные сцены: на первой девушки-перформеры танцевали перед камерой мобильного телефона, на второй художники выводили на большой экран видео — результат их творческой обработки этой трансляции. Зрители этого действа в лучших перформативных традициях оказались внутри происходящего, между двумя сценами, и не сразу поняли, что происходит, но со временем уже переводили внимание с реального танца на экран и обнаруживали связь.

Фрагмент перформанса «Настройки диалога», Слава SAF, Артур Софин и Александр Василенко (Generative Gallery)
© Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Слава SAF, Артур Софин и Александр Василенко (в процессе перформанса)
© Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Видеофрагмент перформанса «Настройки диалога», Слава SAF, Артур Софин и Александр Василенко © Ольга Проходцева

Не менее интересно было наблюдать за совместной работой в моменте композитора и музыканта Ильи SymphoСat, участника проекта — номинанта на Премию им. Сергея Курехина NOTATION_AI, и медиахудожницы Лены Потуремец, студентки магистерской программы Art & Science ИТМО. В аудиовизуальном представлении RENAISSANCE_AI по мотивам триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» художники по-новому интерпретировали произведения XVI века с помощью нейросети Deforum SD, эмбиентной музыки и коллажей. Барселонец Ферран Белмон, который в своих работах исследует взаимодействие света и звука в пространстве и их влияние на человека, в рамках упомянутой выше лазерной инсталляции CICLIC предложил углубить зрительский опыт в формате импровизационного живого исполнения (лайва).

Перформанс RENAISSANCE_AI Лены Потуремец и Ильи SymphoСat © Фото: Ольга Проходцева

Инсталляция CICLIC Феррана Белмона (Испания) © Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Живое аудиовизуальное выступление Феррана Белмона в рамках инсталляции CICLIC © Фото предоставлено пресс-службой организаторов

Танцевальные эксперименты с нейросетями в режиме реального времени, смелое переосмысление работ старых мастеров с использованием искусственного интеллекта, аудиовизуальный лайв и прочие поиски новых форм художниками при помощи технологий — это новые признаки развития не только перформативного, но и современного искусства в целом. Фестиваль INTERVALS 2024 своей ультраактуальной программой продемонстрировал эту тенденцию и масштабно заложил начало событийной истории культурной столицы России (текущего года) — страны с богатым технологическим потенциалом.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты