Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов

В Музее русского импрессионизма открылась новая исследовательская выставка «Группа 13“ в переулках эпохи». В этот раз в фокусе внимания — искусство 1930-х годов. Журналист Вера Тимошенко побывала на открытии и рассказывает, почему стоит идти на выставку.

Выставка знакомит с группой «13» — одним из творческих объединений в советском искусстве 1920–1930-х годов, которое родилось в редакции железнодорожной газеты «Гудок». Как говорили сами участники группы, «у подоконника в редакции», где три иллюстратора — Владимир Милашевский, Даниил Даран и Николай Кузьмин — спорили об искусстве, обсуждали быстрый рисунок и хотели его переосмыслить, вдохновляясь творчеством старых мастеров и любимых французских художников: от Анри де Тулуз-Лотрека до Рауля Дюфи.

Фрагмент выставки © Фото предоставлено музеем

Главный художник группы «13» — Владимир Милашевский, прекрасный советский рисовальщик ХХ века. Он является основным автором идеи «темпового» рисунка. Идея сложилась у художника, когда он изучал французское искусство и простаивал часы перед Щукинской и Морозовской коллекциями. Другие художники потом дополнили её своими интерпретациями того, как изобразить кипучую жизнь города и поймать его движение.

К участию в первой выставке гудковцы — члены редакции газеты «Гудок» — пригласили художников-любителей из Ленинграда: актрису Ольгу Гильденбрандт-Арбенину и писателя Юрия Юркуна, а также молодых выпускников Вхутемаса — Высших художественно-технических мастерских. Так они собрали «роковое» число 13. Вторая выставка не состоялась из-за противоречий с вхутемасовцами. Последняя, третья, выставка, в которой участвовали также недавние авангардисты Давид Бурлюк, Антонина Софронова, Александр Древин и Надежда Удальцова, была разгромлена критикой за аполитичность, буржуазность и индивидуализм. Всего в выставках группы «13» принял участие 21 художник. Многие имена не очень известны широкой публике. Пожалуй, самые известные — это творческий дуэт Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной.

Работы Антонины Софроновой © Фото предоставлено музеем

У группы «13» не было манифеста, программы или обязательств — её члены объединились, чтобы уловить и запечатлеть бег времени. Мастера работали со временем в разных жанрах. Они были газетными репортёрами, художниками, рисовальщиками, портретистами, книжными иллюстраторами, живописцами. Во всех этих областях они стали новаторами.

Они видели себя реформаторами старого стиля, воплощённом в шрифте XIX века журнала «Нива», который был использован в оформлении выставки, и хотели определить новое место художника-графика и иллюстратора в культуре того времени. Группа «13» появилась после того, как сошёл со сцены «Мир искусства», и продолжила его реформаторскую деятельность. Это рисовальщики старой школы. Внимательно изучая европейское искусство, подхватывая и продолжая его французскую линию, они оставались при этом глубоко русскими, советскими художниками.

Группа «13» просуществовала всего три года — с 1929 по 1931 год. Хотя формально группа и распалась, дружба, совместная работа, переписка и обмен идеями продолжались до 1970-х годов. Выставка охватывает несколько десятилетий, в течение которых группа «13» жила, развивалась и мыслила как сложное интеллектуальное сообщество.

В 1930–1940-х годах художники активно работали в сфере книжной иллюстрации, разрабатывая так называемый «стиль 13». Роман «Евгений Онегин» с иллюстрациями Кузьмина получил медаль на Парижской выставке 1937 года. В 1950–1960-е годы многие из участников группы пришли в литературу и выступили как мемуаристы, писатели и теоретики искусства.

Книги с иллюстрациями участников группы «13». Фото предоставлено музеем

Выставка составлена в виде мозаики, показывая весь объём работ художников-интеллектуалов. Персональные разделы экспозиции отведены отдельным участникам группы. Раздел «Форель разбивает лёд» (по названию последнего сборника Кузьмина) рассказывает о встречах, которые имели большое значение для формирования духа группы «13». Раздел «„Тринадцать“ у себя дома» показывает домашнюю обстановку с артистической атмосферой через ироничные рисунки, близкие к шаржам. Представлены также хронологические разделы «„Тринадцать“ в военной Москве» и «„Тринадцать“ в послевоенные годы» и тематические разделы «„Тринадцать“ в книге» и «Картины „Тринадцати“». На третьем этаже находится продолжение экспозиции, где представлены биографии и творчество участников группы в послевоенные годы.

Зал книжной иллюстрации с круглым окном, в которое видны картины, символично соединяющим пространства живописи и графики © Фото предоставлено музеем

Особенность выставки состоит в том, что художники поставлены в один ряд с теми мастерами, с кем они сами хотели себя ассоциировать и на кого ориентировались в творчестве, например Фриезом и Дега.

Новая выставка — это масштабное научное исследование. Период искусства 1920–1930-х годов принято считать забытым искусством, искусством на обочине основного течения. У искусствоведа и куратора выставки Надежды Плунгян другой взгляд: «1930-е годы — это яркое время, начало очень значимого и серьёзного периода в истории искусства, связанного с искусством международного модернизма, большого стиля ХХ века». Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания. Искусствознание говорит о них как о случайном объединении, одном из многих, но это не так. Выставка в Музее русского импрессионизма — попытка по-новому взглянуть на советское искусство 1930-х годов.

К выставке подготовлен внушительный 400-страничный каталог, дополняющий тему исследования © Фото предоставлено музеем

Руководитель музея Юлия Петрова назвала выставку «вызовом»: представлено почти 400 работ, что примерно в четыре раза превышает по объёму предыдущие экспозиции. Выставка будет работать около четырёх месяцев. У каждого будет время прийти. Возможно, и не один раз.

Масштабная выставка включает почти 400 работ © Фото предоставлено музеем

За чем стоит идти? За воздушными рисунками с натуры в цирке и на балетных репетициях Дарана, напоминающими работы Дега, за остроумной графикой, за поиском скрытых и явных цитат, за музейной премьерой живописи Милашевского, за «темповым» рисунком спичкой, обмакнутой в тушь, за лирическими видами старой уличной Москвы, в том числе ушедшей, за знакомыми с детства книжными иллюстрациями, а ещё затем, чтобы почувствовать себя в переулках той эпохи прошлого века, не теряя при этом связи с веком нынешним.

Посетители выставки © Фото предоставлено музеем

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты