История возрождения: выставка Марьи Дмитриевой «The peace is too fragile»

В петербургской галерее Anna Nova до 3 июня работает выставка Марьи Дмитриевой «The peace is too fragile». О том, как проект связан с идеями Вольтера и метафизическими настроениями Бодлера, рассказывает Саша Цезарь.

В 2015 году в Anna Nova состоялась коллективная выставка «Надо возделывать наш сад», посвященная десятилетию галереи. Название проекта отсылало к ставшей нарицательной цитате из произведения Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Тогда поводом к написанию этой повести стали надвигающаяся семилетняя война и распространение обскурантизма, а ёмкое выражение «надо возделывать наш сад» показало один из возможных путей гуманистического подхода к жизни в неспокойное и отчаянное время.

© Anna Nova Gallery

Марья Дмитриева была участницей той выставки 2015 года, и ее новый проект «The peace is too fragile» после семилетнего перерыва продолжает идею Вольтера.

«Сегодня, когда земля буквально уходит из-под ног, с особенной пронзительностью звучит этот мирный девиз “каждый должен возделывать свой сад”. Я не могу не считаться с обстоятельствами, в которых находимся сегодня все мы и каждый из нас. Но как художник, то посильное, что я могу сейчас сделать, чтобы противостоять трагедии — это пригласить вас на прогулку, по своему саду, быть искренней, не озлобиться и не сойти с ума» — Марья Дмитриева.

  • Без названия, 2021

Это ощущение – быть окруженным садом – именно то, что дает выставка Марьи Дмитриевой. Обнаженные произведения, не обрамленные в рамы,  создают концентрированное энергетическое поле. Не ограничиваясь плоскостью холста, они захватывают пространство, преобразовывая его. Динамичные коллажно-живописные композиции собраны из вырезанных иллюстраций глянцевых и научных журналов. Новые формы из бумажных фрагментов — образы людей и ядовитых растений, лоскутов ткани и стихий природы — сталкиваются в хаосе и разворачивают панораму культурных и биологических миров.

Zoas Records, 2014

Биоморфизм как художественный метод Марьи Дмитриевой порождает ассоциативный ряд с произведениями голландских и фламандских мастеров XVII века, работающих в жанре nature morte, где за внешней привлекательностью изображенных предметов скрывается аллегория быстротечности всего земного и неизбежности смерти (vanitas).

© Anna Nova Gallery

Цветы — идеал плодородия, символ превалирования нового мира над старым через его нравственное и физическое разложение, — распространенный образ у наследников Вольтера, французских писателей XIX и XX веков. Так, главный символист XIX века Шарль Бодлер развивает тему «возрождения нового мира» в сборнике стихов «Цветы зла».

«Цветы зла» Бодлера — понятие метафизическое. Цель этих «цветов»: ощущать и сопереживать страданиям мира через вчувствование многообразия вселенной, ее оттенков прекрасного и безобразного. В стихотворении «Падаль» поэт, замечая разлагающийся скелет лошади, видит его «прекрасным цветком»:

И в небо щерились уже куски скелета,
Большим подобные цветам.
От смрада на лугу,
в душистом зное лета,
Едва не стало дурно вам… 

(Пер. В. Левика)

© Anna Nova Gallery

Марья Дмитриева в коллажных работах использует похожий флоро-символический язык, соединяя в цветущих и струящихся композициях обрезки изображений «отсеченных» рук, черепов и «вырванных» волос. Чудесные ядовитые растения, пересобранная человеческая плоть, гротескные и сюрреалистические твари, фантасмагорические пейзажи демонстрируют связи асинхронных сюжетов — это и есть тот «прекрасный» бодлеровский скелет лошади.

«‎Мне всегда любопытно ловить многочисленные связи возникающие между границами смыслов. Коллаж кажется мне наилучшим способом достигнуть желаемого результата», – рассказывает Марья Дмитриева.

© Anna Nova Gallery

Потрясения XXI века все-таки достаточно далеки от жизни Бодлера. Еще дальше — от Вольтера. Распространенные в XIX веке литературные изображения мертвых тел и гниющих костей встречаются в творчестве целого поколения поэтов, тонко чувствующих свою эпоху жесткого перехода в новорожденное тело XX века. Fin de Siècle похоронил старый мир с надеждой на новое начало. 

Сегодня общество переживает похожую смену исторических эпох, когда только зарождающееся благополучие после эпидемий было нарушено. Мир — хрупкая вещь. И цветы очень чутко передают процесс реинкарнации. Марья Дмитриева приглашает всех посетить трепетно возделанный сад, укрывающий гостей от «естественной» истории разрушений.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты