«Поверить алгебру гармонией»

В выставочном зале фонда Андрея Чеглакова открылась новая выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника». Колумнист DELARTE Magazine Вера Тимошенко побывала на вернисаже и поделилась своими впечатлениями об искусстве, апеллирующем к разуму.

Александр Панкин — советский и российский художник. Кто-то относит его к абстракционистам, кто-то считает представителем направления новой реальности. В любом случае отправной точкой для творческих поисков Панкина является искусство начала XX века, когда художники превратились в испытателей истроителей в попытках найти формулу искусства, разложить его на составные части и пересобрать по-новому.

Этим же занимался и далёкий от официальной культуры соцреализма Панкин, продолжатель «интуиции разума» Казимира Малевича — метода, в котором соединяется рациональное с интуитивным. Панкинразрабатывал собственный художественный стиль, построенный на математических формулах и расчётах.

Будучи архитектором по образованию, он был влюблён в математику и музыку. В экспозиции много работ, посвящённых этой страсти художника. Названия работ говорят сами за себя: «Объект √5», «Числовая партитура NS».

Александр Панкин. «Дом Малевича». Серия «Заметки на полях». 1995 @ Фото: Вера Тимошенко 

Александр Панкин. «Формула белого квадрата». 1999 @Фото: Вера Тимошенко

Архитектор по профессии, Панкин был влюблен в математику и музыку. В экспозиции много работ, посвященных этой страсти художника. Названия работ говорят сами за себя: «Объект √5», «Числовая партитура NS». 

Александр Панкин. «Скрипка Страдивариуса». Серия «Заметки на полях». 1998 @Фото: Вера Тимошенко

Александр Панкин. «√3». 2008 @ Фото: Вера Тимошенко

А вот что говорит сам Александр Панкин о своём искусстве: 

«Мои работы очень принципиальны. Я убеждён, что актуальное искусство — это искусство, комфортное для зрителя. У меня нет асимметричных композиций и пространства, которое улетает в бесконечность, выходит за пределы видимости. Всё стремится к центру, мой хаос, пульсирующие красно-белые тона. Это детерминированный хаос. В нём всё объективно, ничего изменить нельзя, я не могу ничего переменить по своей собственной воле. Число объективно регулирует всю эту структуру».

Вместо традиционных для художника палитры и кисти мастер берётся за линейку и циркуль. Искусство «конструируется», выверяется, просчитывается. Всё симметрично и объективно.

Александр Панкин. «Золотое сечение». 2000 @ Фото: Вера Тимошенко

Подобно пушкинскому Сальери художник пытался «поверить алгеброй гармонию». Сальери это не удалось. Удалось ли Панкину математически исчислить вдохновение? Смог ли он соединить алгебру и гармонию? Получилось ли наделить математические объекты образным, чувственным началом? Насколько комфортно с таким искусством? На эти вопросы каждый должен ответить самостоятельно, ведь общение с искусством — это всегда диалог художника и зрителя.

Выставка продлится до 25 февраля. Вход свободный.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты