Тотальная фарфоровая красота

В наступающем году Императорскому фарфоровому заводу исполняется 280 лет. Череду торжественных мероприятий, посвящённых юбилею, открыла выставка «Фарфор может всё» художницы Татьяны Чапургиной. Журналист и арт-менеджер Вера Тимошенко посетила музей-заповедник «Царицыно» и пообщалась с создателем выставки.

Татьяна Чапургина работает с Императорским фарфоровым заводом почти 25 лет. Она одна из немногих художников, кто владеет техникой подглазурной росписи на фарфоре. Выставки её работ проходили в лучших музеях страны: Государственном Эрмитаже, Русском музее, Царском Селе. Специально для выставки в Малом дворце «Царицыно» Татьяна создала свыше 50 предметов — уникальных, неожиданных, удивительных, которые демонстрируют невероятное разнообразие фарфорового искусства и которые, кроме как на выставке, нигде не увидишь.

Выставка оправдывает своё громкое название, в котором отразились творческое кредо художницы и многогранность её таланта. Мероприятие необычно по своему формату и замыслу, но самое интересное в нём, по мнению самих устроителей, то, как оно создавалось. Проект готовился больше года. Изначально выставка называлась «Рабочие тетради», потому что придумывалась «в моменте» — всё рождалось, когда многие произведения существовали ещё только в эскизах.

Фрагмент сервиза Timeless but not classic © Фото: Веры Тимошенко

Выставка начинается с небольшого «эпиграфа»: две дамы, изображённые на чашках, встречают гостей у самого входа во дворец. Это автопортреты художницы, самые первые её работы. «Фарфоровая эпоха» Татьяны Чапургиной началась в 1998 году, когда она пришла работать на Императорский фарфоровый завод. Её сразу привлекли неклассические возможности материала. Расписывать привычные вазы и чашки Татьяне казалось избитым, и тонкими слоями и каплями она стала «строить» фарфоровые поверхности. На выставке продемонстрированы результаты её творческих экспериментов, интеллектуальных, пространственных и цветовых размышлений на тему фарфора и неустанных технологических поисков.

ПАРАД ВАЗ

В первом зале Дворца посетителей ждёт парад ваз с авторской росписью. Художница работает со многими формами, но из всех предпочитает простые, классические. Автор признаётся, что особенно любит большие просторные поверхности белого фарфора, которые дают возможность проявить творческий темперамент.

Вазы с росписью в стиле модерн © Фото: Веры Тимошенко

Татьяна — маэстро подглазурной росписи. Ей нравится делать подглазурную подкладку с последующим тонким включением графики разных цветов. Художница использует различные типы надглазурных красок, дающий сияние прозрачный люстр, матовое и глянцевое золото. Её цветовая палитра необычайно богата оттенками. Татьяна любит цветные фоны: яркие и насыщенные или нежные, построенные на едва уловимой градации полутонов. Поверх глазурованного живописного слоя художница часто наносит рисунок золотом, используя перо. Подглазурная роспись вступает в гармоничную связь с надглазурной. Изящная графика создаёт эффект драгоценной полихромной поверхности. Вазы получаются удивительно цельными и органичными.

Цветы и травы — любимый мотив росписи Татьяны. Ирисы, лилии, пионы — растения живут и дышат в белом пространстве фарфора. Татьяна является продолжательницей традиций модерна. «Мне ничего не нужно делать, чтобы писать в стиле модерн. У меня не тяга, а полное несопротивление стилю».

Особенность творческого подхода Татьяны в том, что она мыслит композициями. Вазы, часто парные, дополняют друг друга, представляя единый ансамбль. Коллекция ваз представлена на фоне фарфорового панно. Задумка заключается в том, чтобы показать не только эстетическую ценность, но и практическую пользу фарфора, варианты его использования в быту. В обычном интерьере подобное подглазурное панно может быть стеной, полом, рамой для зеркала, частью ванной комнаты. Техника настолько уникальная, что больше ничего с этой поверхностью не произойдёт — роспись выдерживает любые прикосновения и воздействие химии.

Фарфоровые вазы с авторской росписью на фоне фарфорового панно © Фото: Веры Тимошенко

ГАЛЕРЕЯ ПЛАТЬЕВ

Выставка проходит в Малом дворце, архитектурном памятнике XVIII века, построенном талантливым архитектором Василием Баженовым. Пространство второго зала украшено исключительно сложными сводами. Кажется, что такое пространство не приспособлено для утилитарных нужд — так же, как и представленные здесь фарфоровые платья Татьяны Чапургиной.

Фарфоровые платья Татьяны Чапургиной © Фото: Веры Тимошенко

Фарфоровые платья — подлинное ноу-хау художника, визитная карточка её стиля. Своё первое платье из фарфора Татьяна сделала в 2000 году в Берлине, когда в её руках оказались небольшие пластины фарфора и ткань. Микроскопические фарфоровые плашки она скрепила мононитью с тканью и получилась «фарфоровая ткань». Затем она сшила из неё платье, а точнее, сконструировала арт-объект.

Короткий фильм демонстрирует процесс создания фарфоровой одежды. «Я делаю большой цельный пласт. Я его расписываю, режу. Это мозаика. Каждый пласт режется, расписывается, делаются отверстия, потом соединяется с тканью-основой». Это сложный кропотливый труд. «Сколько уходит времени на создание подобного платья?» — самый частый вопрос, который неизбежно задают художнику. «Вся жизнь, — улыбается Татьяна. — Это требует опыта, навыков, труда и… удачи».

 «Удача — это первое, что нужно художнику. А может быть, не первое, но обязательное. Без удачи ничего не будет. Ты можешь стараться, долго-долго делать, всё делать правильно, соблюдать все технологии, а потом вдруг будет обжиг, и удача тебе изменит, и всё случится не так, как ты хотел. Ты увидишь плачевный результат. А когда ты совершенно расслабился и используешь все свои умения, „договариваешься“ с материалом, когда он перестаёт быть для тебя страшным и опасным, ты живёшь с ним одной жизнью, тогда получаются вещи-открытки».

Татьяна сама придумала эту технику и «фарфоровую ткань» — так не делает больше никто и нигде. Во многом поспособствовало текстильное прошлое Татьяны. В 1989 году она окончила отделение текстиля Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. После окончания знаменитой «мухинки» более десяти лет занималась росписью тканей и декорированием интерьеров. Образование художника по текстилю и опыт работы с фарфором соединились в создании фарфоровой одежды. С Императорским фарфоровым заводом у Татьяны сложился прекрасный художественный тандем. Завод предоставляет художнику возможность развиваться, как он чувствует, проявить себя, а художник, в свою очередь, привносит новое дыхание в искусство фарфора.

Фрагменты «фарфоровой ткани» © Фото: Веры Тимошенко

«Эти вещи не могут являться только музейными. Некоторые из них вполне могут быть использованы как одежда. Жилеты и воротники можно носить», — рассказывает Татьяна. Платья нетяжёлые — по весу как дорогое колье. Женщина в таком платье напоминает фарфоровую вазу. Только вазы статичны, а это живая пластика.

Фарфоровые воротники © Фото: Веры Тимошенко

Эффектные платья Татьяны Чапургиной нередко участвуют в дефиле. На моделях фарфоровые наряды выглядит ещё более впечатляюще и интригующе. Сотни микроскопических фарфоровых плашек приходят в движение, колышутся, а игра света дополняет образ, меняя цвет платьев и росписи.

Коллекцию одежды, представленную в зале, назвали «Волшебный сад. Времена года». Название не менее важно, чем место. Окна зала выходят на сад. За те полгода, что продлится выставка, за окнами сменят друг друга несколько сезонов. Коллекция неслучайно выполнена в нежно-голубых тонах — тонах первых цветов. «Всё должно быть созвучно случаю и среде. Всё должно быть уместно», — убеждена Татьяна.

Пространство и интерьер зала Баженова созвучны произведениям Татьяны, помогая лучше понять и оценить их красоту.

Помимо одежды, Татьяна также создаёт всевозможные аксессуары: флаконы для духов, сумки, украшения.

СЕРВИЗ

Ещё один пример стиля Татьяны Чапургиной, её художественного почерка и отношения к предмету — сервиз под названием Timeless but not classic («Неподвластный времени, но не классический»), выполненный в узнаваемой и в то же время оригинальной художественной манере автора.

Парадный сервиз из частной коллекции, выполненный в узнаваемой авторской манере Чапургиной
© Фото: Веры Тимошенко

Классическая посудная форма — сервиз Александра III. Тающие полупрозрачные пятна подглазурной росписи дополнены яркими широкими мазками, нанесёнными на глазурь. Роспись «выплёскивается», кажется, что ей тесно на поверхности, она забирает внутрь, сопровождается строчками из японского хокку. Целый калейдоскоп мимолётных образов: силуэты птиц и рыб, цветы, таинственные глаза. Прихотливый рисунок золотом отсылает к стилю модерн.

Для создания этого сервиза потребовалось 5–6 обжигов, подглазурная и надглазурная росписи, люстровая часть — все предметы будто светятся.

Вещь предоставлена для выставки из частной коллекции. Это парадный сервиз в доме. Татьяна радуется, когда созданная ею вещь становится не только музейным экспонатом, но и украшением чьего-то дома.

ФАРФОРОВАЯ КОМНАТА

Все предметы интерьера выполнены из фарфора или декорированы многоцветной фарфоровой мозаикой: ковёр, стул, шкаф, столик, чашка. Всё связано в единую художественную композицию.

Обычный венский стул превратился в изящный женский стульчик при помощи фарфорового сиденья. Отреставрированный старинный шкаф украшен фарфоровой вставкой-мозаикой, в которой каждая плашка имеет немного разное направление и «оживает» от игры света.

Фарфоровая комната © Фото: Веры Тимошенко

«В интерьере мне нравятся делать вещи неоднозначные, чтобы они отражали взгляд смотрящего. Самые скучные вещи — те, которые один раз поставили, и они всё время одинаково стоят. Здесь же всё меняется от состояния света. При этом всё утилитарно, и этим можно пользоваться», — объясняет Татьяна.

Один из самых необычных арт-объектов в интерьере — светильник. Татьяна поделилась историей его создания. Однажды в Выборге на блошином рынке она купила старинный маленький колокольчик, который долго лежал в машине. Когда возник вопрос со светом для фарфоровой комнаты, она вдохновилась его формой. Из этого модуля, как из кирпичей, она и «построила» свой светильник. Получилась абсолютно авторская вещь, в которой присутствует не только авторская роспись уже имеющейся формы, но и создание самой формы.

Оригинальный фарфоровый светильник © Фото: Веры Тимошенко

На столике — изящная чашка с фигуркой балерины. Своеобразным блюдцем служит ножка-завиток столика, просвечивающая через его стеклянную поверхность. Блюдце решили не добавлять, чтобы не загромождать воздушное пространство лишними предметами.

Получился будуар. Кто же может жить в таком будуаре в окружении тотальной фарфоровой красоты? Пожалуй, фарфоровая дама. Сама Татьяна живёт в интерьере с большим количеством фарфоровых вещей: с фарфоровым полом, лестницей, зеркалом.

Автор Вера Тимошенко с представителем ИФЗ и художником Татьяной Чапургиной
© Фото: Веры Тимошенко

Выставка «Фарфор может всё» позволяет по-другому взглянуть на привычный фарфор, в котором таится множество возможностей. Она поражает замыслами, воплощёнными в фарфоре, и заражает на собственное творчество, демонстрируя безграничные возможности материала. А дальше — ваша собственная фантазия и игра воображения. Отдельные фарфоровые предметы или целые интерьерные ансамбли? Готовое тиражное интерьерное решение от Императорского фарфорового завода или шедевр в уникальном авторском исполнении?

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты