Выбор Добычиной для русского искусства

В московском Музее русского импрессионизма открылась выставка, посвящённая Надежде Евсеевне Добычиной и её Художественному бюро — первой в Санкт-Петербурге коммерческой галерее. Именно в её залах в своё время проходили выставки «Мира Искусства», «Союза Молодёжи», а также скандальная «0,10». О проекте «Выбор Добычиной» и самой галеристке специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает Евгений Наумов. 

Уже не в первый раз кураторы Музея русского импрессионизма выстраивают выставку вокруг знаковых явлений мира искусства, не относящихся непосредственно к истории художественных течений. Проекты «Другие берега» и «Авангард: На телеге в XXI век» смещали фокус с художников на масштабные предприятия по популяризации их творчества; выставка «Охотники за искусством» рассказывала о коллекционерах и меценатах. «Выбор Добычиной» продолжает знакомить зрителя с особой средой, в которой обитают произведения искусства.

Вид выставки «Выбор Добычиной» © Фото: Евгений Наумов

Выставка, посвящённая Художественному бюро Н.Е. Добычиной — первой Санкт-Петербургской коммерческой галерее, — разделена на три пространства. На первом этаже размещены картины, участвовавшие в многочисленных выставках, прошедших в галерее этой неутомимой любительницы искусства. Всего за 7 лет существования бюро этих выставок прошло более 30, но не каждую из них организовывала и подбирала сама галеристка.

Мартирос Сарьян «Жёлтые цветы», 1914 © Фото: Евгений Наумов

В центре зала Музея русского импрессионизма, в отдельном пространстве размещены картины и рисунки из собственного собрания Надежды Добычиной, дающие некоторое представление о вкусе галеристки. Здесь экспонируются два живописных и два графических портрета её самой, выполненные Николаем Бенуа, Александром Головиным, Константином Сомовым и Робертом Фальком. Также посетители выставки смогут увидеть, что в коллекции Надежды Евсеевны находились произведения как более сдержанных представителей эстетизма, например, Льва Бакста или Александра Бенуа, так и авангардистов Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. В пространстве по периметру этажа размещены рассказы об избранных проектах, а также об основной экспозиции Художественного бюро Н.Е. Добычиной. Каждая выставка представлена одной или несколькими картинами и снабжена небольшим текстовым описанием. Такая топография создает символическое объединение всей деятельности бюро вокруг личности его основательницы.

Степан Писахов «Осень на Белом море. Море стынет», 1908-1913 © Фото: Евгений Наумов

Девятнадцатилетняя Надежда Фишман приехала в Санкт-Петербург из Орла получать образование на курсах в Санкт-Петербургской биологической лаборатории — частном научно-исследовательском и учебном заведении. Основатель лаборатории Пётр Лесгафт готовил преподавательниц естественных наук (прогрессивная для своего времени профессия), однако из-за того, что царское правительство несколько раз закрывало курсы как неблагонадежные, учёба Надежды Евсеевны затянулась на шесть лет. За это время многое поменялось: она вышла замуж за молодого дворянина Петра Добычина, познакомилась с молодой творческой интеллигенцией столицы, и карьера земской учительницы биологии уже перестала казаться такой привлекательной.

Ян Ционглинский. Портрет Иосифа Гофмана, 1912 © Фото: Евгений Наумов

Переломным моментом в судьбе молодой Надежды Добычиной стала дружба с Николаем Кульбиным, который, будучи доктором медицины, вероятно, преподавал на курсах Лесгафта. Вместе с этим энергичным антрепренёром, без памяти влюблённым в современное искусство, она организовала в 1909–1910 годах выставки импрессионизма. Спустя год молодая амбициозная женщина открывает собственное Художественное бюро — первую коммерческую галерею Санкт-Петербурга. Согласно объявлению, данному Добычиной в городские газеты, в бюро можно было обращаться за «живым посредничеством между художниками и публикой», а также за получением «справок по различным вопросам искусства», то есть основательница видела в своем предприятии не столько коммерческую, сколько просветительскую функцию.

Роберт Фальк. «Старая Руза», 1913 © Фото: Евгений Наумов

В программу Художественного бюро Н.Е. Добычиной входила постоянная выставка работ, которая сменялась каждые несколько недель, коллективные и персональные выставки, а также лекции, театральные и музыкальные вечера. В 1913 году в пространстве бюро работала Студия В.Э. Мейерхольда. Активнее всего Надежда Евсеевна сотрудничала с обществом «Мир Искусства». Входящие в него молодые, но уже получившие признание художники вряд ли нуждались в дополнительной информационной поддержке, но коммерческие проекты были для них очень кстати. Их выставки привлекали посетителей и на основную экспозицию, а впоследствии и на её собственные проекты. Объединение представлено в Музее русского импрессионизма яркими и красочными работами Бориса Кустодиева, Ильи Машкова, Мартироса Сарьяна, Бориса Григорьева и Игоря Грабаря.

Наталия Гончарова «Богоматерь на престоле с предстоящими», 1910 © Фото: Евгений Наумов

Не раз Надежда Добычина сотрудничала с левыми художниками, которые уже приобретали широкую, порою скандальную известность. Михаил Ларионов, например, имел опыт самостоятельной организации выставок «Бубновый Валет», «Ослиный хвост» и «Мишень», однако наличие галереи, вероятно, было значительным подспорьем в деле продвижения молодого искусства. В 1914 году в стенах Художественного бюро прошла персональная выставка Наталии Гончаровой, вызвавшая скандал и дискуссии о неканонических изображениях четырёх евангелистов, оскорбивших чувства верующих.

Ольга Розанова «Пивная», 1914 (?) © Фото: Евгений Наумов

Кроме того, в Художественном бюро прошли несколько коллективных выставок художников более радикальных течений, на которых были представлены кубистические работы Владимира Баранова-Россине, Ольги Розановой и других выдающихся авангардистов. Самой значительной среди них была, конечно, «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой Казимир Малевич впервые продемонстрировал публике свой «Чёрный квадрат».

Василий Денисов «Египтянка», 1912 © Фото: Евгений Наумов

Надежда Добычина находила возможность демонстрировать работы и малоизвестных в столице художников: Василия Денисова, Марка Шагала, Абрама Маневича. Некоторые из них так и остались отодвинутыми на второй план и станут открытием в том числе и для посетителей выставки «Выбор Добычиной».

Вид выставки «Выбор Добычиной» © Фото: Евгений Наумов

Заключительная часть выставки находится на третьем этаже музея. Кураторы собрали здесь несколько нереализованных проектов амбициозной галеристки. Например, Надежде Добычиной не удалось провести персональную выставку Николая Рериха, в то время уже признанного художника, неоднократно участвовавшего в коллективных выставках «Мира искусства». Начало Первой мировой стало препятствием для организации выставок Льва Бакста и Сергея Судейкина, японского и персидского искусства.

Неизвестный художник «Женщина со служанкой», Иран, первая половина XIX в. © Фото: Евгений Наумов

Традиционно история искусства строится, как история художников, объединений и стилей, которые преемствуют друг другу или же вступают в творческую конфронтацию. Именно художники «двигают» искусство всё дальше и дальше, расширяя его границы, включая новые области, совершая открытия, изобретая новые методы, обнаруживая нетривиальные темы. Однако подобный подход к выстраиванию исторического нарратива выводит из поля зрения тот социальный базис, на который творческая личность опирается, пытаясь дотянуться до новых вершин: заказчики, рынок, галеристы, музеи. Появилась бы картина, сравнимая с «Моной Лизой», если бы флорентийский торговец Франческо дель Джокондо не заказал Леонардо да Винчи портрет своей супруги? Сохранилась бы она до нашего времени, не выкупи её король Франции Франциск I у наследника великого художника? Поль Дюран-Рюэль популяризовал искусство импрессионистов, Амбруаз Воллар — Сезанна и Матисса, Даниэль-Анри Канвейлер — Пикассо.

Марк Шагал «Аптека в Витебске», 1914 © Фото: Евгений Наумов

Вряд ли Надежду Добычину можно поставить в этот ряд. Большинство художников, с которыми она работала, уже были известны достаточно, чтобы обойтись без её поддержки. Многие из тех, кто достиг всемирной славы впоследствии, добились её своими силами. Иные же резиденты её галереи так и остались фигурами второго ряда и ждут того, чтобы быть однажды открытыми заново. Тем не менее деятельность Художественного бюро нельзя недооценивать, ведь оно успешно справлялось с просвещением и вовлечением всё новых зрителей в ряды ценителей нового искусства. Кроме того, в условиях дефицита выставочных пространств Надежда Добычина оказывала художникам неоценимую услугу, предоставляя залы своей галереи под их амбициозные проекты, позволяя компенсировать расходы и даже выручить средства для жизни и дальнейших творческих поисков.

Надежда Удальцова «Молоток и кружка», 1915 © Фото: Евгений Наумов

Безусловно, не будь Художественного бюро, в истории искусства всё равно нашлось бы место для первой выставки супрематизма: не в Петрограде — так в Москве, не в 1916 — так в 1918 году. Но пригласили бы тогда Малевича в Витебск? Был бы создан УНОВИС? Пришли бы в беспредметное искусство Лисицкий, Чашник, Ермолаева? История искусства смогла бы случиться бы и без участия Надежды Добычиной, только это была бы совсем другая, возможно, гораздо более скудная история.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты