Выставка Билла Виолы в ГМИИ им. Пушкина: искусство, принадлежащее вечности

Билл Виола — живой классик видеоарта. За связь его произведений с картинами старых мастеров журналисты прозвали Виолу «Рембрандтом эпохи видео». Выставка художника в ГМИИ имени Пушкина планировалась еще в конце прошлого года, но из-за пандемии музей перенес ее открытие на 2 марта. Специально для DEL’ARTE Magazine Анастасия Симохина посетила пресс-показ персональной выставки Билла Виолы «Путешествие души» и рассказала, почему музей решил не проводить экскурсии по экспозиции и на какие работы стоит обратить внимание.

Вид на лестницу музея и инсталляцию «Огненная женщина»

Выставка Билла Виолы охватывает четырнадцать лет его творчества — с 2000 по 2014 год. Художник тогда испытывал сильное эмоциональное потрясение — тяжело заболел и впоследствии умер его отец. В тот период он находил спокойствие в посещении музея в Генте — в картинах Караваджо, Босха и Рембрандта. Связь с этими мастерами прослеживается во многих видеоработах того времени. Первоначально куратор выставки в ГМИИ им. Пушкина Ольга Шишко планировала провести параллели с картинами из собрания московского музея, подчеркнув таким образом связь Билла Виолы с художниками барокко и ренессанса. Однако было решено отказаться от этой идеи в пользу минималистичной экспозиции.

С этим же связано решение об отмене экскурсий и просьба не использовать электронные устройства со светящимися экранами. Тишина и приглушенный свет, переходящий во тьму, гораздо больше подходят для восприятия работ Билла Виолы, вдохновленных мировым наследием и размышлениями о смерти и бытии. Но некоторые его произведения снабжены звуковым сопровождением, которое помогает погрузиться в практически медитативное состояние и сосредоточиться на поиске послания художника.

«Огненная женщина», 2005 г. © Bill Viola

Самая масштабная работа на выставке находится в Белом зале, куда зритель попадает прямиком с главной лестницы. Это серия под названием «Тристан», где на одном экране по очереди демонстрируются «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)» и «Огненная женщина». Видеоинсталляции помещены в центр зала, и благодаря обступающим их колоннам, у зрителей создается впечатление нахождения в храме напротив алтаря. Для Виолы тема алтаря уже проработана ранее, например, в Соборе св. Павла в Лондоне, где находятся два цикла его работ. Первоначально серия «Тристан» была частью декораций к опере Вагнера, но потом ее перемонтировали в самостоятельные произведения. Дополняют композицию инсталляции «Вознесение Изольды», «Обращаясь в свет», «Чаша слез» и «Омовение». Условно объединить зал можно одной мыслью: сакральность действия, будь то религиозный шаг в огненное пламя или объятия влюбленных.

«Три женщины», 2007 г. © Bill Viola

Дополняет это настроение серия «Трансфигурации» в колоннаде, ведущая зрителя к другому залу. Она представляет собой черно-белую съемку, на которой люди преодолевают поток воды. Идея произведения в том, что, совершая своеобразный обряд очищения и трансформации, люди приобретают «цвет», после чего они вновь возвращаются в водный поток и постепенно растворяются в черно-белом пространстве. Преобразование затрагивает как внутренний мир человека, так и внешний, таким образом отсылая к обряду крещения, а возвращение человека обратно в черно-белый мир навевает мысль о конечности жизни.

«Мученики», 2014 г. © Bill Viola

Будто бы продолжает эти видеоработы серия «Мученики», в которой показаны четыре человека, противостоящие силам стихий. Сцены пыток мучеников в иконах и иллюстрациях рукописей остаются запечатленными в статике моментами, Виола же заставляет зрителя невольно погрузиться в процесс истязания. Противостояние земле, воде, огню и воздуху априори безысходно и заранее предрешено.

«Квинтет изумленных», 2000 г. © Bill Viola

Следующий цикл — «Комната Катерины» — продолжает религиозную тематику. Здесь вновь оживает иконопись: шесть

расположенных в ряд небольших экранов напоминают клейма, окружающие изображения святого. На каждом экране — небольшая комната, в которой Катерина совершает те или иные простые действия: вышивает, готовится ко сну, молится. Меняется лишь освещение и времена года, что становится понятно из небольшого фрагмента окна с виднеющейся в нем веткой.

К произведениям классических мастеров отсылают два других произведения в зале: «Квинтет изумленных» и «Церемония». Доведенная до максимума эмоциональность, изображенная на лицах людей, напоминает если не «Несение креста» Босха, то «Положение во гроб» Караваджо.

«Водные портреты. Мэдисон», 2013 г. © Bill Viola

Завершают выставку циклы «Водные портреты» и «Мираж». Здесь вода вновь выступает в качестве преграды между жизнью и смертью, а люди, находящиеся под ее поверхностью, кажутся умиротворенными и спокойными. Последние работы «Хождение по краю» и «Встреча» сняты в пустыне. По словам куратора, «они представляют собой созерцательное погружение во „внутренний ландшафт“ человеческой души». Эти видеоработы будто завершают масштабное размышление художника о жизни и смерти.

Билл Виола — многогранный художник, в его работах поднимаются вечные темы, волнующие человека и заставляющие проживать определенные эмоции в любые времена и эпохи.

Выставка «Путешествие души» в ГМИИ им. Пушкина продлится до 30 мая 2021 года.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты