«Я ещё жив»: поэтика Андрея Кузькина

Над вечными оппозициями не властны ни время, ни пространство. Жизнь и смерть, истина и ложь, память и забвение… Художник Андрей Кузькин сталкивает противоположности в неразрешимом конфликте, выстраивая собственную формулу мира. Два авторских высказывания представлены зрителям на выставке «жить забыть жить забыть» в галерее современного искусства Anna Nova. Размышления о поэтике образов в тексте Ольги Капрановой.

Андрей Кузькин известен обращениями к перформативным и акционистским практикам. Работая с разными визуальными техниками (скульптурой, инсталляцией, графикой, живописью), художник через персональную оптику преломляет вопросы, затрагивающие каждого. Проблематика человеческой памяти находит своё воплощение в масштабной инсталляции «Дар забвения или формула пустого мира».

Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» © Фото: Ольга Капранова 

Ложь, страх, смерть. Три односложные вспышки лайтбоксов окружают человеческий образ. Над триадой безысходности нависает крутящийся барабан — забвение. «Формула пустого мира» математически лаконична: каждый элемент композиции минималистичен, их взаимодействие организуется целостностью пространства. «Дар забвения или формула пустого мира» занимает отдельный зал галереи.

Пространство, подчинённое забвению. © Видео: Ольга Капранова 

При кажущейся пустотности и воздушности инсталляции вербальные знаки выстраивают плотную сетку-тюрьму, выбраться из которой невозможно. Точка, где собираются все линии напряжения, — эмбрионально сжавшаяся фигура. Антропоморфная скульптура создана из хлеба. Хлебная пластика — характерная для Андрея Кузькина техника. Хлеб в системе культурных кодов обладает особым весом: хлеб как плоть Христа, символ жизни, образ мира. Художник работает с множественностью интерпретаций, наделяя материю дополнительным смыслом: символом человеческого тела.

Инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» © Фото: Ольга Капранова 

Работая с хлебом как со скульптурным материалом, Андрей Кузькин одновременно отсылает как к тюремной традиции лепки из хлеба, так и к поэтическому нематериальному знаку. «У нас есть тюрьма метафизическая в виде нашего тела, и смерть можно воспринимать как освобождение от жизненного гнёта и страданий, связанных с жизнью. А с другой стороны, есть тюрьма реальная, где заключённые лепят из хлеба по той причине, что нет другого материала. Эти две составляющие — бытовая/тюремная и метафизическая традиции — являются поводом для меня, чтобы лепить и заниматься скульптурой, используя именно этот материал».

Хлебная пластика Андрея Кузькина © Фото: Ольга Капранова

«Забвение» — вершина пустого мира, где коллективные травмы не изжиты, а вытеснены из пространства памяти и шрамы исторического прошлого, загримированы отвлечённой повесткой современности. Андрей Кузькин создаёт пространство, в котором проблема всеобщей памяти предстаёт лакуной в человеческом сознании, и каждый волен заполнить её самостоятельно. «Помнить, нельзя забыть» или же «Помнить нельзя, забыть» — стоит лишь сделать выбор.

Личная оптика — это способ проникновения в искусство, отражающий страхи современной (и вместе с этим вневременной) экзистенции. Стать не только зрителем, но и соавтором предлагает проект «Я ещё жив. Я ещё жива». В одной из своих первых акций («Времянка 1») Андрей Кузькин пронёс по Москве написанный на доске лозунг, ставший названием проекта. Фраза «Я ещё жив» подобна манифесту, и зрителю открыта возможность принять его. Каждый участник выставки может оставить собственную «расписку», повторив на бумаге слова художника и оставив имя, фамилию, число, подпись — как и требуется в любой расписке. 

Архив расписок в галерее Anna Nova © Фото: Ольга Капранова

Проект был впервые представлен в 2020 году, и с тех пор архив расписок не перестаёт пополняться. Каждый из гостей галереи выбирает, оставаться ли в позиции наблюдателя или становиться создателем-соучастником. Разделение лозунга с автором размывает границы между художником и зрителем. В едином множащемся архиве на первый план выходит возможность короткого, но точного ощущения жизни в том мгновении, когда на белом листе буква за буквой появляется фраза «Я ещё жив(а)». 

Расписки соучастников проекта © Фото: Ольга Капранова

Множество голосов, вливающихся в открытый проект, подхватывают единый смысловой мотив. Так происходит встреча со свободой и ощущением «здесь и сейчас».

«Я ещё жив. Я ещё жива» © Видео: Ольга Капранова

Невозможно выхватить взглядом пример «типичной» расписки: несмотря на заданность единых правил и условий, общая фраза при индивидуальном написании обретает свой оттенок — от иронии и фарса до гимнического утверждения жизни. В каждой из одинаковых белых рамок мерцает свой голос — живой, ни на кого не похожий, но ставший клеточкой в едином живом теле проекта.

«Забвение» © Видео: Ольга Капранова

Окружающая действительность высвечивает триаду «пустого мира», подчинённого формуле страха, лжи и смерти. Но разделённое со зрителем высказывание Андрея Кузькина помогает прорастать надежде и вере в мир, где каждый голос свободен сказать: «Я ещё жив», — и не быть преданным забвению. 

Посетить выставку и оставить расписку в галерее Anna Nova можно до 10 декабря 2023 года. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты