«Отыграть назад»: трагический случай в семейной идиллии

26 октября на «Амедиатеке» состоялась премьера мини-сериала «Отыграть назад» от HBO. Новый проект стриминга основан на романе «Ты должна была знать» американской писательницы Джин Хафф Корелиц. Обеспеченная семья из Нью-Йорка сталкивается с серьезной проблемой, для решения которой недостаточно обычного разговора за ужином, ведь в дело уже замешаны убийство, таинственная незнакомка и полиция. Специально для DEL’ARTE Magazine кинообозреватель Алишер Улфатшоев рассказывает, чем новый проект Дэвида Э. Келли похож на его же «Большую маленькую ложь», и какие акценты в фильме делает «оскароносный» режиссер Сюзанна Бир. 

Кажется, все мечты Грейс (Николь Кидман) сбылись. У нее отличная работа терапевта, верный и любящий муж Джонатан (Хью Грант) и сын-умница Генри (Ноа Джуп). Семейное счастье построено, и кажется, что никто и ничто не может его разрушить. Но в один из обычных и, как всегда, прекрасных дней Грейс знакомится во время родительского собрания с новенькой в их школе мамой — Еленой (Матильда Де Анхелис). Эта встреча должна была остаться ничего не значащим событием, но поведение Елены по отношению к Грейс вызывает вопросы: ее странные разговоры, намеки, откровения вынуждают Грейс беспокоиться, а стрессовое состояние и поцелуй от Елены на званном вечере и вовсе смущают.

Окончательно сбивает Грейс с толку неожиданная смерть Елены. Подобная стихийность событий далека от привычной размеренной жизни, к которой она привыкла. Внимание прессы и полиции только добавляет дискомфорта. Однако самую большую проблему создает непривычное отсутствие мужа на фоне происшедшего преступления. От него нет ни сообщений, ни звонков, только голос автоответчика. Является ли убийство девушки и исчезновение мужа Грейс совпадением, уже разбираются детективы. Остальным же придется запастись терпением и ожидать результата расследования.

«Отыграть назад» можно назвать «упражнением в прекрасном» для сценариста Дэвида Э. Келли. Именно из-под его руки вышли два сезона сериала «Большая маленькая ложь». Показанный в нем мир светских и богатых семей успешно напугал и увлек зрителей, а также принес команде создателей восемь премий «Эмми». В новом проекте HBO Келли продолжает открывать (условно) быт верхушки среднего класса, который при всей своей интеллигентности имеет множество темных и мрачных тайн. Помогает ему в этом режиссер Сюзанна Бир, обладательница премии «Оскар» за фильм «Месть». Она была постановщицей всех шести серий «Отыграть назад», что придало сериалу четкую структуру и стиль.

У Дэвида Э. Келли и Сюзанны Бир получилось создать цельную историю, место в которой находится и трагедии, и лжи. То, с чем столкнулась Грейс, в ее реальности является почти недопустимым явлением: неужели настолько отлаженная и обеспеченная семейная жизнь требует секретов, которые были у ее мужа? Джонатану игра в порядочного супруга явно удалась, если раскрыть его внебрачные походы получилось лишь у полиции. Естественно, подобная информация для привыкшей к комфорту и беззаботности Грейс — испытание веры в людей и доверия к близким. К тому же, появляется главный вопрос — что в подобной ситуации делать с браком: терпеть или решиться кардинально все изменить?

Такая моральная дилемма для Грейс происходит на фоне расследования убийства Елены. Первый и единственный подозреваемый — Джонатан, чье исчезновение и возвращение через пару дней с признанием о любовных отношениях с убитой — весомый аргумент для обвинения. И вот с этого момента моральные дилеммы Грейс отходят на второй план, самым важным становится доказательство невиновности мужа, так как в противном случае семья может лишиться статуса и положения в обществе. Игра в порядочных людей превращается в грамотно выстроенный спектакль, где каждый жест, реакция или слово влияет на социальный рейтинг в интернете и мнение присяжных.

«Отыграть назад» не первый в этом году сериал, что строит сюжет вокруг темы создания правильного медиаобраза и манипулирования общественным мнением для личной выгоды. Весной на Apple TV+ вышел мини-сериал «Защищая Джейкоба», где также уделялось внимание рассказу о влиянии социального имиджа на мнение общественности и, следовательно, на ход расследования убийства и заставляло сомневаться в честности друг друга даже самых близких. Конечно, стоит упомянуть и фильм 2014 года «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, который продемонстрировал, с какой легкость можно создавать имидж жертвы и манипулировать общественным мнением в угоду собственным целям. Дэвид Э. Келли занимается подобным в «Отыграть назад», но не возводит это во главу сюжета. Для режиссера, как и в «Большой маленькой лжи», важно разжать тиски удобства благосферы верхушки среднего класса и столкнуть его представителей с агрессивным действием извне.

Грейс оказывается в новых для себя условиях и состоянии. Все вокруг начинает расплываться. Она теряет контроль, а постоянный стресс не дает возможности сосредоточиться для принятия решения. Слегка привести дела в порядок помогает отец (Дональд Сазерленд), имеющий свой суровый взгляд на ситуацию и собственный метод поиска решения проблем. Порой его тезисы ужасают. Однако его позицию объясняет стремление сохранить репутацию семьи. Все действующие лица драмы намерены любыми способами выйти из судебного дела и уберечь себя от ненужного осуждения. Именно здесь раскрывается талант Дэвида Э. Келли показать, с какой легкостью человек меняет свои принципы в сложной игре. Все зависит от фактов в расследовании убийства, которые каждый день меняют ситуацию. И чем больше фактов появляется, тем четче становится видно, что однозначного ответа на вопрос «кто убийца?» — нет.

Сюзанна Бир вместе с оператором Энтони Дод Мэнтлом («Миллионер из трущоб», «Догвилль») фиксируют психологические изменения персонажа Николь Кидман. Если в начале сериала зритель видел, в основном, статичные кадры и теплую (домашнюю) цветовую палитру, то по мере знакомства Грейс с подробностями о тайнах мужа, мир вокруг нее все больше размывается. Увеличилось количество общих планов города, улиц, на фоне которых она начинает «теряться». Крупные планы глаз и губ подчеркивают беспокойство, страх и потерянность, а серые и холодные цвета лишают ее жизни и надежды на положительный исход дела.

Однако при всех авторских достоинствах Дэвида Э. Келли, стоит отметить слабость детективной линии. Козыри следствия и защиты, которые появляются по ходу слушания в суде, предстают классическим арсеналом для смещения акцентов и появления возможности расширить круг подозреваемых. Здесь и записи с уличных камер наблюдения, и личные мотивы свидетелей. При этом «Отыграть назад» не намерен соперничать с «Настоящим детективом» Ника Пиццолатто. Авторы используют убийство в качестве элемента конфликта в сюжете, чтобы появилась возможность раскрыть то, что скрывается за стенами дорогих апартаментов, где, как оказывается, ведется куда более серьезная и опасная жизнь, чем можно предположить.

Главная опасность для таких людей, как Грейс — оказаться в центре внимания. Она привыкла к определенным стандартам благосостояния, к спокойствию и уверенности, что в ее окружении не появятся чужие люди. А встреча с Еленой и непредсказуемое поведение той показали, насколько хрупок мир Грейс. Оказалось, что у нее нет социального иммунитета, что помощи ждать почти не от кого, а решать проблемы самой не хватает сил и знаний. Поэтому остается только надеяться, что всю работу сделают другие, и ожидать, что близкие люди полностью откровенны и не имеют своего «сюрприза» в комнате.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты