29 февраля в Мюнхенской филармонии в Гастайге SWR Symphonieorchester под управлением Теодора Курентзиса исполнил «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса и Симфонию N1 «Титан» Густава Малера. На концерте побывала Дарья Чертоляс, и специально для DEL’ARTE Magazine она рассказывает, как немецкая публика тепло принимала выступление Курентзиса, пока он не начал говорить о современных композиторах.
SWR Symphonieorchester – симфонический оркестр Юго-Западного радио Германии. Он был сформирован из двух других симфонических оркестров – Штутгартского радио и Юго-Западного радио Германии, ранее распущенных из-за финансовых проблем. С 2016 по 2018 год коллектив работал без главного дирижера. С начала сезона 2018/2019 Теодор Курентзис взял на себя обязанности главного дирижера SWR Symphonieorchester.
В зале Мюнхенской филармонии на концерте Теодора Курентзиса с немецким оркестром был аншлаг, как и на недавнем выступлении в Берлине.
В первом отделении прозвучала симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Смерть и просветление». Во время выступления в зале стояла полная тишина, кажется, что зрители боялись даже пошевелиться. В России часто у дирижера случаются конфликты с публикой из-за телефонных звонков во время исполнения. Теодор Курентзис не стесняется покидать в таких случая зал или прерывать музыку. В Мюнхене публика не дала дирижеру ни малейшего повода усомниться в исключительном внимании.
«Смерть и просветление» Штрауса считается одним из самых загадочных произведений композитора. О нем Штраус писал: «У меня мелькнула мысль изобразить в симфоническом сочинении смертный час человека, который всегда стремится к достижению высших идеалов, то есть художника».
Зал хорошо принял трактовку Курентзиса «Смерти и просветления», а также высоко оценил работу оркестра. В перерыве в очереди к бару за бокалами просекко только и разговоров было, как о блестящей игре струнных.
Во втором отделении прозвучала Симфония №1 Густава Малера. Курентзис часто обращается в своей работе к творчеству австрийского композитора.
Стоит отметить, что в этот вечер Теодор Курентзис не был так экспрессивен в своей манере дирижирования как обычно. Не было привычной энергии и “шаманских танцев” за дирижерским пультом. Возможно Курентзис позволил себе немного расслабиться, что, конечно, не сказалось на работе оркестра. Греко-русского дирижера часто обвиняют в наигранности и излишней театральности.
После исполнения Симфонии №1 зал устроил овации. Курентзис взял микрофон и на английском языке вперемешку с немецкими фразами объявил, что в третьем отделении будет исполнено еще одно произведение современного композитора. Он подчеркнул, что зал сейчас услышит contemporary, и что в свое время музыку Малера тоже рассматривали как что-то кардинально новое и непонятное. Действительно, Симфония N 1 “Титан” Малера перетерпела три авторских редакции и представлялась всегда с обязательным письменным разъяснением, напечатанным, как правило, на концертных билетах.
Зал обрадовался продолжению концерта и ждал, что Курентзис снова встанет за дирижерский пульт. Но на сцену вышли только несколько музыкантов. Они исполнили на арфе, контрабасе и там-таме произведение “Oканогон” Джачинто Шельси, заработавшего при жизни статус маргинала от музыки. Впервые это произведение прозвучало в Бостоне в 1974 году. Шельси в предисловии к “Оканогону” писал: «…следует трактовать его как обряд и, если угодно, как биение сердца Земли».
Публика в Мюнхене, собравшаяся в этот вечер ради Курентзиса, скептически восприняла произведение Шельси. Часть зала чуть ли не демонстративно ушла прямо во время исполнения. А в гардеробе по поводу третьего отделения часто слышалась фраза komisch (смешно).