Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян рассказала о том, какую серьезную роль звук играет в нашем восприятии, как люди под влиянием звуковых технологий могут видеть то, чего нет, и о грандиозном проекте музыкального продюсера из Глазго Kode9.
С момента изобретения технологий записи и воспроизведения звука, таких как фонограф и телефон, военные поспешили применить их в своей деятельности. Существует большое количество спекуляций на тему звукового оружия, и порой трудно отделить правду от вымысла. Тема актуальна и сегодня. Любопытно вспомнить, например, дальнодействующее акустическое устройство (Long Range Acoustic Device или LRAD), которое используется для разгона демонстраций. Устройство вызывает панику и дезориентацию, и о продолжении участия в протестах уже не может быть и речи — у человека, пораженного LRAD, в голове только одна мысль: убежать. Потенциал звука для устрашения и манипуляции толпой огромен, и подобные разработки ведутся по сей день.
Одной из первых к звуковому оружию обратилась американская армия, а именно, 23-е специальное подразделение под названием «Призрачная армия» (ghost army). Подразделение состояло из 1100 человек, которым отдали необычный приказ: вводить врага в заблуждение. Высадившись во Франции спустя несколько месяцев после дня «Д», они организовали своеобразный «передвижной цирк» с надувными танками, «звуковыми» грузовиками, вещанием поддельных радиопередач, разыгрыванием различных сценариев и притворством. На поле боя они «поставили» более 20 представлений, зачастую работая в непосредственной близости к линии фронта.
Логотип 23-го подразделения армии США
С помощью своего таланта «солдаты-призраки» вводили в заблуждение, обманывали и сбивали с толку немецкую армию. Многие были приняты на службу из художественных школ и рекламных агентств или пришли из других профессий, в которых поощряется творческое мышление. В гражданской жизни солдаты подразделения были художниками, архитекторами, актерами, сценографами и инженерами. Несмотря на их относительно небольшую численность и отсутствие военного опыта, им доверяли инновационное оборудование, которое впервые использовалось на фронте: например, гигантская акустическая система, заставляющая немцев думать, что на них идет 30-тысячная армия.
Реквизит «Армии призраков» — надувной танк
В 1944 году для солдатов выступала Марлен Дитрих, среди прочего исполнив знаменитую «Лили Марлен».
Марлен Дитрих с солдатами «Армии призраков»
Наибольший интерес среди «Армии призраков» представляет так называемый звуковой отряд. Солдаты отряда провели сотни часов, записывая огромную библиотеку звуков местности: танки выдвигаются на позицию, армия инженеров строит понтонный мост, передвижение грузовиков с солдатами внутри, выкрики приказов и прочие звуки, которые можно было услышать во время боевых действий в 40-х
В ролике показывается, как делались подобные записи:
Все усложнялось тем, что в то время приходилось работать с записью на магнитную проволоку. Только после того, как закончилась война, в руки армии союзников попали катушечные магнитофоны, изобретенные немцами.
Кроме того, отряд возил за собой специальную погодную станцию. С помощью станции они рассчитывали, как громко нужно проигрывать звук в зависимости от погоды, рельефа местности и расстояния. Сегодня подобные расчеты применяются в озвучивании компьютерных игр-шутеров (и не только) для создания максимально реалистичного игрового процесса.
В теме о звуковом оружии говорить о «музыкальности» не приходится — очевидно, речь тут идет скорее о звуковых эффектах и зарождающемся саунд-дизайне. Однако деятельность «Армии призраков» не перестает привлекать к себе внимание. Арт-коллектив AUDINT вдохновился «звуковым обманом» американских войск и создал свой проект в жанре martial hauntology — хонтология в военной эстетике. Коллектив состоит из главы независимого лондонского лейбла Hyperdub Стива Гудмана (пишущего музыку под именем Kode9), режиссера Джона Корса и аудиовизуального художника Тоби Хэйза.
Группа исследует эзотерические способы применения звука, в том числе межпространственные вибрации и психоакустическую войну. Ее деятельность выражается в музыке, видео, книгах, инсталляциях и выставках, — и все это напоминает обман «Армии призраков».
Ролик от коллектива AUDINT на тему синдрома Котара, который может развиться в результате звукового воздействия:
В 2014 году у коллектива вышел очень амбициозный проект — Martial Hauntology с лимитированным изданием в 256 копий. Набор состоял из 112-страничной книги с 64 короткими эссе, виниловой пластинки и шести открыток. Его быстро раскупили, и члены коллектива пообещали, что переиздания никогда не случится.
Среди других необычных проектов AUDINT — поддельные «архивные» записи: Nguyễn Văn Phong Archive 1955-1979, Marshall Spector Archive 1966 — 1968 и Magdalena Parker Archive 1964 — 1972.
Одна из них — Nguyễn Văn Phong Archive — посвящена записям голосов «блуждающих душ», которые американские военные проигрывали с помощью акустических систем на борту вертолетов во время войны во Вьетнаме. Таким образом они надеялись привести в ужас своих противников, принимающих записи за голоса своих умерших предков, стенающих в Чистилище. Кроме кассеты к набору прилагаются «адские деньги» — загадочная валюта, которая используется в ритуальных целях в Китае и Восточной Азии.
Сжигание валюты во время фестиваля призраков в китайской провинции Цзянсу
Тема звукового оружия и манипуляций довольно обширна и мало исследована, а ученые продолжают работать над новыми изобретениями в этой сфере. Однако стоит помнить, что от любой звуковой атаки можно легко защититься, надев наушники или специальные беруши.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал