Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян вспоминает самую изобретательную английскую исполнительницу, основная популярность которой пришлась на 1980-е годы, и рассказывает, какие образы скрываются за ее песнями, а также почему ее музыка до сих пор резонирует со слушателями.
Кто-то выбирает себе один образ, одну «маску» и вещает от ее лица всю жизнь, а для кого-то каждая песня — это отдельный мир со своим сеттингом, законченная история. И если самым многоликим поп-артистом второй половины XX века можно назвать Дэвида Боуи, то в женской версии это будет непременно его соотечественница — Кейт Буш.
Основная часть творчества Буш пришлась на период с конца 70-х до начала 2000-х годов: релиз ее последнего альбома 50 Words for Snow состоялся в 2011 году. При этом ее песни нетрудно понять и полюбить и сегодня, а это довольно редкое явление для музыки тех лет, ведь само «устаревшее» звучание синтезаторов, ударных, манера вокала и другие элементы могут оттолкнуть современного слушателя. Но Буш писала музыку не для того, чтобы угодить сиюминутным веяниям, поэтому — а еще благодаря универсальности эмоций и чувств, передаваемых ею — ее работы резонируют с нами спустя много лет. В них есть и некая уязвимость, из-за чего многие английские комики в свое время пародировали ее песни. Эта кажущаяся наивность и в то же время смелость в самовыражении певицы также привлекательна.
Талант Кейт Буш открыл Дэвид Гилмор из Pink Floyd — он был другом семьи, в которой музыку любили, хоть и не занимались ею профессионально (кроме ее брата Падди, который изготавливал музыкальные инструменты).
Кейт Буш вместе с братом Падди
Уже к 15 годам Кейт написала около сотни полноценных песен. Когда ей было 17 лет, Дэвид Гилмор пригласил ее на студию, где с его легкой руки были профессионально записаны три ее песни. Среди них — The Man with the Child in His Eyes:
Сама песня и ее исполнительница — квинтэссенция невинности, чистоты и сияющей любви. Уже здесь можно увидеть ее странную, но проникновенную хореографию и фирменную, чрезвычайно (а может, и чрезмерно) артистичную мимику. Впоследствии театр и танец будут играть большую роль в ее творчестве: она даже обучится пантомиме у учителя Боуи, Линдсея Кемпа.
Английский «флер» чувствуется во всех ее песнях: при прослушивании Under the Ivy («Под плющом») перед глазами возникает образ пышного английского сада при усадьбе — вроде тех, которые показывают в фильмах от Hallmark. В песне поется: «Go into the garden, go under the ivy, under the leaves, away from the party» — «Иди в сад, загляни под плющ, за стену из листьев, подальше от толпы»:
В одной из своих самых популярных песен Wuthering Heights Кейт поет от лица Кэтрин Эрншо из «Грозового перевала» Эмили Бронте. Именно благодаря этой композиции она получила широкую известность и попала в официальный хит-парад синглов Великобритании UK Singles Chart в 1978 году:
Но Кейт перевоплощалась и в других песнях. Например, в Cloudbusting, где она поет от лица сына ученика Фрейда — Вильгельма Райха, который сбежал из оккупированной нацистами Австрии. Его сын Питер вспоминает жизнь на ферме под названием «Оргонон», где его отец проводил эксперименты с помощью аппарата собственного изобретения под названием «cloudbuster», способного, по словам самого изобретателя, вызывать дождь:
But every time it rains
You’re here in my head
Like the sun coming out
Ooh, I just know that something good is going to happen
«Я вспоминаю о тебе каждый раз, когда идет дождь». Клип на песню снял Джулиан Дойл, с которым Кейт свел ее друг, режиссер Терри Гиллиам («Бразилия», «Страна приливов», «12 обезьян»):
Песня Буш с неожиданной развязкой — Under Ice. На первый взгляд довольно прозаичный образ — человек скользит на коньках по замерзшей реке, оставляя за собой следы. Но самое интересное случается после: он замечает, что подо льдом что-то движется. Присмотревшись, оказывается, что под толщей льда — он сам. Голоса в песне наслаиваются и перекрикивают друг друга:
There’s something moving under
Under ice through water
Trying to get out of the cold water
It’s me
В конце песни мужской голос говорит: «Проснись!» (Wake up!) — все оказывается лишь ночным кошмаром, но почему-то и песня, и текст действительно пробирают.
В клипе 2005 года на песню King of the Mountain Кейт Буш решила возродить образ Элвиса Пресли. Для этого ей потребовался всего лишь его знаменитый белый костюм, который по сюжету клипа преследует певицу и самостоятельно путешествует по миру:
Тенденцию создавать целые миры и рассказывать истории через свои песни подхватили музыканты следующего поколения, такие как Пи Джей Харви, Тори Эймос и другие. В свое время Кейт Буш была настоящей первооткрывательницей и доказала, что можно создавать что-то невероятно самобытное, но при этом снискать мировую славу.