Реквием с надеждой от Теодора Курентзиса в Париже

“Кажется, ни на одном мероприятии в Париже не собиралось так много русских”, – сказал капельдинер театра Шатле перед самым началом концерта. Сегодня здесь выступает Теодор Курентзис со своими проектами – оркестром и хором musicAeterna и musicAeterna byzantina. Театр Шатле культовое место для истории русского искусства – здесь  проходили “Русские сезоны” Дягилева и впервые был представлен балет “Петрушка” Игоря Стравинского. Говоря про русских гостей на концерте, капельдинер, конечно, преувеличивал, – в зале в основном французы. Они хорошо знают Теодора Курентзиса: еще в 2008 году Парижская национальная опера пригласила из Новосибирского театра оперы и балета к постановке “Макбета” Джузеппе Верди дирижера Теодора Курентзиса и режиссера Дмитрия Чернякова. А с 2021 года Курентзис собирается проводить в Шатле фестиваль, посвященный Сергею Дягилеву. Но сегодня в Шатле Реквием Моцарта. Исполнением именно этого произведения Курентзис сделал себе славу в Европе, представив свою интерпретацию на Зальцбургском фестивале в 2017 году.

Курентзиса либо любят, либо ненавидят, но не остаются равнодушными к его творчеству. Он называет свою работу музыкальной лабораторией, и в своем исполнении как будто бы проживает создание произведения заново.  Он много говорит о духовности, что несомненно находит отражение в представлении его интерпретаций классических произведений.

Концерт в Шатле начался с григорианского хорала Introitus: Requiem aeternam в исполнении musicAeterna. Затем в исполнении солиста Адриана Сирбу и хором musicAeterna byzantina гости услышали византийское песнопение  Exedysan Me Ta Imatia Mou. Дальше концерт снова вернулся к Реквиему Моцарта.

Все музыканты, кроме виолончелистов, исполняли свои партии стоя – обычная практика дирижера Теодора Курентзиса. Он уверен, что от этого принципиально зависит звучание музыки. Музыканты также были в специальной одежде – длинные черные рясы, как у монахов. Сам Курентзис остался в обтягивающих джинсах и просторной рубашке. В “светском” были солисты – сопрано Сандрин Пьо, меццо-сопрано Пола Муррихи, тенор Себастиан Кохлхебб, басс Евгений Стравинский.

Дирижер был как всегда эксцентричен в своем исполнении. Но и принимал овации после концерта с большим удовольствием – выходил на поклон пять раз.

Большинство французских газет на следующий день вышло с хвалебными отзывами о концерте.  Профильное немецкое издание Opernmagazine подчеркнуло, что в интерпретации моцартовского Реквиама Курентзис сделал акцент на чувство надежды, что по мнению авторов рецензии, и является ведущим смыслом произведения. Но тем не менее в этой рецензии отмечается, что Курентзис не пренебрегает пафосом и излишне театрализует свои выступления.

 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты